Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Прецедентная ошибка

«Expert Online» 2007

Росстат отрапортовал об уникально высоких темпах роста российской промышленности в июне этого года — 10%. Но если провести нормальный грамотный анализ, поводов для оптимизма не обнаружится.

Промышленное производство в РФ в июне 2007 года выросло по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 10,9%, сообщила вчера Федеральная служба государственной статистики (Росстат). По данным статведомства, уникально быстро выросла обрабатывающая промышленность — более 15% к июню 2006 года, что, по мнению многих экономических комментаторов, свидетельствует о нечувствительности экономики к быстрому укреплению рубля. А значит, можно смело бороться с возросшей инфляцией, опуская курс доллара. На такой безграмотный анализ нельзя не обратить внимание.

Измерение темпов роста экономических показателей «год к году» имеет целью избавление от сезонного эффекта. Однако, решая проблему сезонности, измерение «год к году» включает риск не заметить принципиальных изменений темпов роста показателей. Это происходит, когда показатель движется не линейно, а, например, по S-образной кривой, что очень характерно для движения таких экономических параметров, как индекс промышленного производства, о котором и идет речь.

Если мы посмотрим на движение индекса, уже очищенного от сезонности (см. график), то ясно увидим, что за полтора года он описал S-образную кривую. Он ушел с уровня 84 пункта, где был в начале 2006 года, и вошел в диапазон 90–91 пункт в начале этого года, где и находится по сей день.

Если мы возьмем отношение значения индекса в июне 2007 года к его значению в июне 2006-го, то получим рост 6,3% (Росстат работает с неочищенными от случайных колебаний данными, поэтому у него рост, измеряемый по тому же принципу, — 10%, это еще одна ошибка). Это довольно много, и при этом на графике мы видим очевидное торможение показателя промышленного производства в течение последних месяцев.

Почему так происходит? Все очень просто. Измерение «год к году» учитывает уже случившийся рост показателя (как мы видим на графике, рост индекса промышленного производства произошел осенью 2006 года) и, таким образом, указывает не на текущее положение дел, а на ситуацию, которая складывалась в течение всего прошедшего (!) периода. А текущую конъюнктуру этот показатель не оценивает вовсе, и делать какие-то выводы и тем более принимать решения на его основе нельзя.

Чтобы оценивать текущую конъюнктуру, надо смотреть на абсолютные величины (с поправкой на сезонность) и текущие темпы роста, в данном случае — к предыдущему месяцу, а вовсе не к соответствующему месяцу прошлого года.

Так что комментаторам сегодня, скорее, надо пытаться объяснить возникшую стагнацию и прогнозировать, как быстро она закончится, а не рапортовать о беспрецедентном росте.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама