Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Электронный полет

«Expert Online» 2007

Сегодня было объявлено о создании платежной платформы для реализации авиабилетов через интернет E-Avia, с помощью которой авиакомпании смогут осуществить переход на электронный формат авиабилетов. Отход от бумаги к падению цен на билеты вряд ли приведет, однако на качестве услуг и пассажиропотоке отразится однозначно -- и то, и другое, по словам аналитиков, должно вырасти.

С мая 2008 года в соответствии с резолюцией Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) электронная форма билета должна стать единственной в большинстве государств мира. Для России это означает следующее. По требованиям IATA наша страна должна окончательно перейти на электронный билет без использования бумажного носителя уже к концу нынешнего года.

Напомним, что в ведущих авиационных странах переход к электронному авиабилету в последние 2--3 года уже практически состоялся. По данным IATA, в 2005 году доля электронных авиабилетов, продаваемых через основную систему взаиморасчетов BSP, составляла приблизительно 40%, в 2006 году она достигла 70%, к 1 июля 2007 года – 84%. Согласно прогнозу, к 1 января 2008 года удельный вес электронных авиабилетов среди всех продаваемых авиабилетов составит 92%.

Однако Россия в области продаж электронных авиабилетов пока находится на одном из последних мест в мире. «В сфере продаж электронных авиабилетов мы сейчас позади планеты всей, в том числе и Африки», -- отметил вице-президент компании СhronoPay Игорь Зворыкин. Вместе с тем формально электронный билет был введен в действие еще в январе 2007 года министром транспорта Игорем Левитиным. «Он был полностью согласован с Минюстом и Минфином, однако дальше этого дело продвинулось довольно слабо», -- говорит Зворыкин. Причина – авиакомпании столкнулись с множеством трудностей на пути к электронизации. Основная проблема – это отсутствие адекватных онлайн-платежных решений. Вместе с тем невнедрение электронных билетов к маю 2008 года, когда электронная форма билета должна стать единственной, может привести к убыткам российских авиакомпаний.

С отсталостью нашей страны в этом вопросе соглашаются и представители туриндустрии. По словам президента РСТ (Российского союза туриндустрии) Сергея Шпилько, Россия катастрофически отстает в плане электронной торговли. «Электронные авиабилеты станут первой ступенькой к переходу на электронную реализацию туристических услуг, гостиничных услуг, электронных страховых полисов». По словам Шпилько, некоторые представители турбизнеса с опаской относятся к электронизации (боясь потерять комиссию, которую обычно зарабатывают агентства), однако препятствовать нововведению деструктивно.

Ситуация, по словам разработчиков системы, может измениться с вводом в строй системы реализации билетов через интернет. Одну из них -- E-Avia -- представила сегодня компания ChronoPay. E-Avia позволяет авиакомпаниям принимать в интернете платежи за электронные авиабилеты посредством банковских карт и электронных денег. Осуществлять платежи можно в 158 видах валют мира и принимать все виды основных банковских карт. Система безопасности имеет свыше 200 фильтров контроля для каждой финансовой транзакции, в результате которой блокируется основная масса типовых мошеннических действий. Как отметил генеральный директор Ассоциации агентств воздушного транспорта Юрий Шабунин, туристические агентства и туристические операторы уже сейчас могут самостоятельно активно продавать электронные авиабилеты. Для этого им достаточно всего лишь подключить собственные сайты к системе E-Avia.

Вместе с тем Зворыкин уклончиво ответил на вопрос, с какими российскими авиакомпаниями у СhronoPay заключены договоры на предоставление услуг продаж электронных билетов. По его словам, это связано с тем, что пока с авиакомпаниями проводятся переговоры. Как уточнил со своей стороны генеральный директор СhronoPay Павел Врублевский, «это российские авиакомпании, входящие в "топ-10", и с тремя из них переговоры находятся на финальной стадии».

Какие риски могут возникнуть при отказе от бумажных билетов? По словам эксперта Центра инвестиций в высокие технологии ИК "Финам" Дмитрия Белова, существенных рисков при переходе на электронные билеты быть не должно -- переход давно отработан на Западе, соответственно, Россия может избежать многих ошибок. «Другое дело, что в нашей стране придется слишком многое менять -- вплоть до изменения системы учета и отчетности (командировки и т. д.) на предприятиях. Кроме того, активное использование интернета предполагает его высокое проникновение, развитие электронных платежных систем, а нашей стране до этого пока далеко», -- говорит аналитик.

Впрочем, добавляет Белов, от активного использования электронных билетов выигрывают почти все. Прежде всего за счет сокращения издержек и упрощения покупки билетов. «На потребителе это отразится не так скоро, так как сначала компании будут окупать вложения в соответствующие системы продаж, но в перспективе это позволит сократить цены». В свою очередь для авиакомпаний гораздо более выгодно продавать электронные билеты, чем бумажные, так как это позволяет быстро и гибко варьировать тарифы и заметно уменьшает расходы на операционную деятельность. К тому же внедрение электронного билета позволит активно интегрироваться в международную систему электронной коммерции.

По словам других аналитиков, помимо очевидных плюсов удобства и сокращения издержек добавляется еще целый ряд положительных моментов -- упрощается финансовая отчетность, быстрее проходит регистрация, ускоряется посадка на рейс, у авиакомпаний появляется большая свобода маневра, отсюда может произойти рост пассажиропотока. «Рост качества обслуживания и рост пассажиропотока – вот два основных момента, которые должны последовать от этого перехода. А вот на цене билета перемены, скорее всего, никак не скажутся – обычно экономия от перехода составляет 2 доллара на билете».

Сами авиакомпании давно ждут переформатирования. Например, в «Аэрофлоте» освоение электронной коммерции началось почти два года назад. В 2005 году компания стала работать на универсальном программном обеспечении Sabre, которое поддерживает все функции, необходимые для реализации и внедрения электронного билета. «Все технологические особенности Sabre в полном объеме нами успешно протестированы, система полностью готова к работе с электронным билетом, — рассказал директор департамента информационных технологий авиакомпании "Аэрофлот" Сергей Кирюшин "Эксперту Online" в марте этого года. -- Несмотря на усеченный вид, электронный билет существует уже сегодня. Он утвержден Министерством транспорта, и "Аэрофлот" начал его продажи с соблюдением тех требований, которые налагает закон».

А в сентябре этого года первый российский дискаунтер «Скай экспресс» запустил систему бронирования и продажи билетов через интернет, благодаря которой сможет экономить 10--15% операционных затрат. По словам представителей компании, сейчас напрямую в «Скай экспресс» билеты бронирует около 65% всех пассажиров и примерно половина из них делает это через интернет. В результате «Скай экспресс» тратит меньше на содержание персонала и оплату услуг сторонних агентов.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама