Последний short-fly Alitalia

Москва, 16.10.2007
Начался новый виток бесконечной истории о продаже убыточной итальянской компании. Опубликован short-list компаний, с которыми Alitalia ведет переговоры о госпакете -- продаже 49,9% акций. Или точнее, хотела бы вести переговоры, так как некоторые кандидаты в неявной форме заявляют, что с ними вовсе и не разговаривали, или уж точно не так, как хотелось бы им.

Alitalia заявила, что ведет переговоры с шестью потенциальными покупателями, в их число входят международные авиакомпании Air France-KLM Group, Lufthansa и «Аэрофлот», а также американская инвесткомпания TPG Inc., итальянская частная авиакомпания AirOne и группа инвесторов во главе с итальянским бизнесменом Антонио Балдассаре.

Итальянское правительство уже во второй раз пытается продать свой 49,9-процентный пакет в Alitalia, убытки которой за последние четыре года превысили 2 млрд евро. Начали думать о продаже около года назад, а в начале 2007 года был объявлен тендер, в котором участвовали 11 субъектов. Условия его были очень жесткими и постоянно менялись, что в результате и отпугнуло всех претендентов (в том числе и российское ОАО «Аэрофлот», которое отказалось от участия в конкурсе).

Дольше всех держался Карло Тото, который в июле со своей авиакомпанией AirOne остался единственным претендентом. В разговоре с “Экспертом Online” на семинаре Амброзетти в сентябре заявил, что никогда не отказывался от кризисной компании и его заставили это сделать. К его чести, он всегда и везде заявлял, что хочет получить, и у него достаточно ресурсов для покупки Alitalia. Может быть, потому, что его компания не котируется на бирже, а любое косвенное подтверждение больших авиаперевозчиков в интересе к итальянской компании вызывало падение котировок на несколько процентов (последняя такая интерпретация стоила Air France потери 2,98% рыночной капитализации).

Поэтому главы двух европейских компаний и не участвовали в предыдущем конкурсе, а все их заявления даже сейчас носят обтекаемый характер: «Да, мы можем рассматривать предложения, но не на таких жестких условиях, как в начале года». Более конкретен был «Аэрофлот», который недавно предложил около миллиарда долларов за Alitalia (но тоже не за кота в мешке, как было в первый раз).

За время объявления конкурса и по сей  день в Италии были написаны тысячи страниц статей, содержащих слухи. Так случилось и после объявления нынешнего шорт-листа. Больше всего слухов о Air France. Все кому не лень уже написали, что французы являются фаворитами и об этом идут переговоры на уровне Проди--Саркози. Самый читаемый еженедельник Panorama в своей online версии даже озаглавил статью «Alitalia досталась Air France. Нужно только сказать об этом Рутелли и Формигони» (соответственно вице-премьер и губернатор Ломбардии, области со столицей в Милане, где базируется Alitalia). Там еще 20 сентября говорилось, что все уже решено. «Контроль достанется Air France, а Карло Тото достанется самая дойная линия Милан--Рим».

Деловая газета Finanza Mercati десяток дней назад поместила на первую страницу статью, крупно озаглавленную «Vodka in caldo per Alitalia». Это совершенно неудобоваримое с точки зрения итальянского языка название означает «Горячая водочка для Alitalia». Статья  рассказывала об интересе «Аэрофлота» и его поддержке со стороны министра экономического развития Пьерлуиджи Берсани. Статья допускала, что Берсани «болеет» за «Аэрофлот», так как это даст ему возможность разыграть энергетическую карту с Россией ( кажется, ему мало “Уренгойла” и других активов, которые достались тандему Eni--Enel и ОГК-5, который снова приобрел Enel).

Вероятно, у других компаний тоже есть свои любители и противники. Например, Карло Тото поддерживают «зеленые» (позавчера AirOne объявила, что она первая в мире использует на своих самолетах уникальный экологичный мотор производства компании CFM International, который не только более экономичен, но и уменьшает выброс вредных газов на  40%). Открыто поддерживает Тото и итальянский вице-премьер Франческо Рутелли. Он заявил (повторяя мысль того же Тото), что Alitalia сейчас находится в таком состоянии, что не имеет никакой силы переговоров и не может быть выгодно продана сейчас. Поэтому нужно отдать (продать) национальным игрокам, которые ее смогут поднять, а потом уже смотреть за рубеж.

Глава Alitalia Маурицио Прато заявил, что промедление смерти подобно (каждый день итальянский авиаперевозчик теряет около 1,5 млн евро) и консультации с компаниями завершатся к ноябрю. Он также надеется, что к концу года компанию удастся продать (иначе ей грозит банкротство, Еврокомиссия тщательно следит, чтобы не было помощи убыточной компании со стороны правительства -- прим ред).

Скорее всего, в настоящее время остаются  в силе основные условия продажи госпакета, связанные с сохранением числа рабочих мест и маршрутной сети, которые стали причиной срыва предыдущих попыток продать авиакомпанию, а также бренд.

И здесь сильным игроком снова выступает Тото. Несмотря на более низкие зарплаты своим сотрудникам, у него никогда не было забастовок (то, чем по праву славится Alitalia!). Поражает его искусство договариваться с профсоюзами, а это в Италии тоже дорогого стоит. Недостатком является небольшой размер (хотя на итальянском рынке AirOne принадлежит 33%) и слабая география перелетов его авиакомпании.  Но и тут Карло Тото может сказать свое слово: не являясь членом Star Alliance, он стал коммерческим партнером Lufthansa (на его самолетах так и написано: Partner of Lufthansa).

Другие европейские компании, может, и хотят Alitalia, но только на блюдечке с голубой каемочкой. Большой проблемой является и миланский аэропорт Мальпенза. Alitalia уже объявила, что сократит свои рейсы оттуда, уделив главное внимание римскому аэропорту Фьюмичино. Это вызвало огромное недовольство северных политиков во главе с Роберто Формигони. Он заявил, что экономика северных областей (и Италии, в конечном итоге) потеряет миллиарды евро в год.

Пока Alitalia хочет сократить свои рейсы из Мальпензы, глава низкобюджетной компании Ryanair Майкл О’Лери предложил 1 млрд долларов за 60 новых маршрутов из Мальпензы. Сегодня он праздновал круглую дату: «50 млн пассажиров, перевезенных из Италии и в Италию». По этому случаю компания (несмотря на низкие цены, очень прибыльна: за 2006 год -- 435 млн евро), которая по своей капитализации превысила British Airways (8,269 млрд по сравнению с 7,104 млрд), объявила пакет билетов – 1 млн по цене 5,99 евро.

Но ей неинтересна Alitalia с ее сотрудниками, а интересны только новые маршруты. Кстати, Майкл О’Лери сказал: «Надеюсь, что Alitalia возьмет не итальянская компания, а иностранная, которая менее подвержена влиянию местных политиков. Кто победит? Вижу среди фаворитов TPG, но также Air France и Lufthansa».

И хотя, как говорят эксперты, все еще очень запутанно, но «Аэрофлот» не является фаворитом. Ждать, как говорят, осталось до конца года. А пока Alitalia собирается в последний полет.

У партнеров



    Струйный принтер возвращается в офис

    Разбираемся, почему цветная бизнес-печать сегодня доступнее, чем когда-либо

    Электромеханическое проектирование с Solid Edge

    Создание сложных интеллектуальных изделий требует применения инструментов электромеханического проектирования. И в этом помогает Solid Edge.

    Запущен новый виток исследований достижений российских университетов

    Активное развитие передовых российских университетов демонстрирует их постоянно растущая видимость на международном уровне.

    Эксперты: акции ММК подорожали за 5 лет на 601% и будут расти дальше

    Акции Магнитогорского металлургического комбината за пять лет подорожали на 601%, подсчитали эксперты австралийской финансовой компании Simply Wall St. При этом ценные бумаги ММК по-прежнему остаются недооцененными

    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара пошел на резкий разворот
      Курс доллара пошел на резкий разворот
    2. Курс доллара: рубль резко отреагировал на новости из США
      Курс доллара: рубль резко отреагировал на новости из США
    3. Курс доллара: такого никто не ожидал
      Курс доллара: такого никто не ожидал
    Реклама