Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Восточный ответ Мердоку

«Expert Online» 2008

С изданием англоязычной газеты The National арабский эмират Абу-Даби решил бросить вызов медиамагнату Руперту Мердоку. Вызов, возможно, не удастся из-за весьма ограничительных законов о СМИ в ОАЭ

Эмират Абу-Даби, крупнейший и самый богатый нефтью эмират ОАЭ, начал экспансию на мировой медиарынок. 17 апреля в продажу в столице Объединенных Арабских Эмиратов, а также в других городах региона поступил первый номер англоязычной газеты The National. Газета, по замыслу своих создателей, должна стать одним из ведущих изданий не только в регионе, но и в мире. The National, редактором которой стал Мартин Ньюленд, бывший главный редактор одной из ведущих британских газет The Daily Telegraph, по уровню журналистики и качеству анализа собирается конкурировать с ведущими мировыми изданиями, включая британскую Financial Times концерна Pearson и американский The Wall Street Journal, с декабря 2007 года принадлежащий News Corp. Руперта Мердока.

На первой полосе первого номера новой газеты оказались статьи о действиях властей эмирата против недобросовестных агентств недвижимости, о первой пересадке почек ребенку в ОАЭ, интервью с бывшим британским премьером Тони Блэром и публикация о новой системе набора в полицию в эмирате. Однако новыми оказались не только выбранные новости, но и само обещание газеты своим читателям: обеспечивать качественные новости и аналитику по поводу происходящего в Ближневосточном регионе, где критика журналистами правительств и правительственных организаций остаются скорее редкостью.

Правда, The National не сможет иметь тот же уровень журналистской свободы, как Financial Times или Wall Street Journal. Согласно законам ОАЭ, здесь запрещена публикация статей, которые могут вести к распространению не поддерживаемых правительством мнений или же наносить вред государственным интересам. Поэтому, как ожидается, новая газета последует примеру своих коллег в странах региона и постарается избежать статей о вопросах коррупции и внутренней политики. Это признают и сами редакторы. «Мы не собираемся ломать двери. Те истории, которые мы видим в ОАЭ, – это новости о бизнесе и экономике», -- заявил в интервью Bloomberg Билл Спиндл, редактор отдела бизнеса газеты

Для того чтобы создать качественное издание, государственная компания Abu Dhabi Media, являющаяся издателем газеты, потратила немало времени и средств. Редакция The National составляет 200 человек и состоит из лучших американских, британских, австралийских и канадских журналистов и редакторов с огромным опытом работы. Так, исполнительным редактором стал Колин Рандолл, бывший парижский корреспондент The Daily Telegraph. Заместителем главного редактора в The National стал Хассан Фатах, американец иракского происхождения, который работал в The New York Times, а в 2003 году создал собственную газету в Ираке. Редактором отдела бизнеса стал Билл Спиндл, бывший главный корреспондент The Wall Street Journal на Ближнем Востоке, проработавший военным репортером в Ираке и Афганистане.

В странах Запада газеты вынуждены очень жестко конкурировать за постоянно сокращающуюся читательскую аудиторию и, следовательно, редакционные бюджеты. Однако в ОАЭ, где 80% из 4,4 млн человек населения составляют иностранцы, а главным языком общения является английский, власти пытаются сделать медиа одним из главных компонентов экономики. Власти ряда эмиратов (прежде всего Дубая и Абу-Даби) инвестируют 80 млрд долларов в медиа и инфраструктуру для них, пытаясь повысить значение страны на мировой арене. Издатель The National, Abu Dhabi Media, принадлежит суверенному фонду капитала эмирата (ADIA), активы которого сегодня составляют 850 млрд долларов. 80 тыс. экземпляров газеты будут распространяться прежде всего в ОАЭ, а также в других странах региона и мировых столицах, включая Вашингтон, Лондон, Брюссель и Сингапур.

«Для нас, западных журналистов, это практически машина времени. Мы неожиданно оказались в месте, где газетный бизнес растет и где постоянный приток долларов рекламодателей. Это отличается от Запада, где читательская аудитория сокращается, и люди переключаются на интернет», -- заявил главный редактор The National Ньюленд.

Впрочем, газете будет нелегко справиться с поставленными задачами в непростых местных условиях. В 2006 году газета 7Days, первая полностью принадлежащая иностранному издателю газета ОАЭ, потеряла права на издание и доходы от рекламодателей в Дубае. Причиной стала критика действий государственных компаний в строительстве инфраструктурных объектов. Сейчас газета печатается в Абу-Даби, откуда завозится грузовиками в Дубай, который является главным ее рынком. «Культура в странах Персидского залива такова, что потребуется очень много времени, прежде чем мы увидим относительно свободную прессу, к которой привыкли на Западе», -- прокомментировал ситуацию Ричард Мид, заместитель управляющего директора лондонской компании Daily Mail & General Trust, владельца 7Days.

В феврале 2008 года ОАЭ вошли в число 20 стран Арабской лиги, которые подписали хартию, призывающую средства массовой информации не оскорблять местных лидеров, а также национальные и религиозные символы. Лишь Катар, в котором находится штаб-квартира ведущего арабского спутникового канала новостей «Аль-Джазира» (вещающего и по-арабски, и по-английски), отказался присоединиться к хартии. По данным Арабской сети информации о правах человека, даже после того как премьер-министр ОАЭ шейх Мохаммед аль-Мактум в сентябре издал указ о том, что журналисты не могут быть арестованы или осуждены за диффамацию, свобода слова в стране не наступила. Так, ноябрьская забастовка учителей не попала на страницы местных изданий, а два пакистанских телевизионных канала потеряли лицензию на вещание в стране.

Согласно действующему в ОАЭ закону о СМИ (который не менялся с 1980 года), любое издание должно направлять 10 экземпляров каждого номера правительственным цензорам. Поэтому перспективы The National на успех и настоящую конкуренцию с ведущими международными соперниками находят много скептиков. Так, Эбтисам аль-Китби, профессор политологии Университета ОАЭ в Дубае, заявил, что «количество газет не имеет значения из-за жестких законов о СМИ». Опрошенные «Экспертом Online» редакторы и журналисты лондонских изданий также полагают, что The National не сможет стать конкурентом для изданий тех стран, где свобода слова закреплена законодательно. «До тех пор пока новая газета не сможет объективно освещать политические события в регионе Ближнего Востока, она никоим образом не сможет дорасти до уровня The Wall Street Journal и его аналогов. Нужно помнить, что на Ближнем Востоке политика и экономика тесно переплетены, и если писать о бизнесе, то нельзя оставлять за бортом политику. Читатели не идиоты, они понимают, когда им не говорится вся правда», -- на условиях анонимности поделился редактор отдела бизнеса одной из британских многотиражных газет.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама