Приобрести месячную подписку всего за 240 рублей

Первая тройка

«Expert Online» 2008

Особые экономические зоны портового типа в России будут созданы в аэропортах Емельяново в Красноярске и Ульяновск-Восточный в Ульяновске, а также в морском порту «Советская гавань» в Хабаровском крае. Такое решение приняла специальная комиссия по отбору заявок при Минэкономразвития.

Чиновники выбирали из 17 заявок, однако победителями пока стали только три. Как отмечается в официальном пресс-релизе ведомства, Емельяново, недавно выделенный из состава авиакомпании «Красноярские авиалинии», получило право на особый статус из-за развитой инфраструктуры, способной принимать воздушные суда всех типов, заправочного комплекса мощностью 400 тыс. тонн топлива в год, грузового терминала мощностью 85 тыс. тонн груза в год и авиационно-технической базы. Создание зоны на базе этого аэропорта позволит превратить его в крупный стыковочный узел на маршрутах из Европы в Азию и обратно. Суммарная величина общих инвестиционных вложений в создание портовой зоны в Красноярском крае составит около 25 млрд рублей. Из них почти 13% – средства федерального бюджета, более 15% – краевого. Остальное – средства самих резидентов портовой особой экономической зоны – около 18 млрд рублей. В числе прогнозируемых результатов создания портовой особой экономической зоны в Красноярске – увеличение к 2020 году объемов перевозимых грузов в 16 раз (с 50 до 798 тыс. тонн в год), создание около 9 тыс. новых рабочих мест. «Такое решение правительственных организаций станет мощным стимулом для дальнейшего развития проекта создания Красноярского международного мультимодального транспортного узла, который курируют администрация Красноярского края, входящая в группу компаний "Волга-Днепр" авиакомпания AirBridgeCargo (АВС) и альянс AiRUnion. Кроме того, создание особой экономической зоны в аэропорту Красноярска — это хороший толчок для социально-экономического развития всего региона», – подчеркивалось сегодня в официальном сообщении авиакомпании KrasAir.

Среди преимуществ Ульяновска-Восточного комиссия отметила длинную взлетно-посадочную полосу (5,1 км), способную принимать воздушные суда всех типов, и современное светосигнальное оборудование. Помимо увеличения грузооборота, считают чиновники, создание портовой зоны в Ульяновске будет способствовать широкому использованию и развитию потенциала авиаремонтного комплекса предприятий города. Общая площадь зоны составит 642 га. Инвестиции государства в развитие необходимой инфраструктуры составят 7 млрд рублей до 2020 года, половину из которых выделит Ульяновская область. На эти средства, в частности, будут расширены подъездные пути автомобильного и железнодорожного транспорта, модернизирована аэропортовая инфраструктура (рулежные дорожки, навигационное оборудование и т. п.), сети водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения. Для покрытия потребности в электроэнергии предполагается строительство тепловой электростанции мощностью 40 МВт. «К 2020 году прогнозный объем услуг технического обслуживания и ремонта воздушных судов на территории ПОЭЗ "Волга-АвиаКарго" составит около 1400 тыс. нормо-часов, прогнозный объем перевалки грузов — около 170 тыс. тонн. Мощность сборочного производства сверхлегких реактивных самолетов Eclipse 500 составит 800 самолетов в год. Предполагается, что производство выйдет на проектную мощность к 2012 году, а первый самолет будет собран уже в 2009 году», — сообщил руководитель департамента инфраструктурных проектов ФОК Дмитрий Саввин. Интерес к участию в проекте в качестве резидентов проявили, в частности, компании "Волга-Днепр", ETIRC Aviation S.a.r.l., "Авиастар-СП" и РОСТЭК.

Высокая оценка заявки Хабаровского края обусловлена выгодным географическим положением морского порта: восточная оконечность Байкало-Амурской магистрали. Создание ПОЭЗ на базе морского порта "Советская гавань" будет способствовать развитию проектов по ремонту судов и рыбопереработке. По информации чиновника из правительства Хабаровского края, общий объем инвестиций на создание зоны в будущих ценах составит 105,5 млрд рублей, из которых около 9 млрд будут выделены федеральным, региональным и местным бюджетами на создание необходимой транспортной и инженерной инфраструктуры, а 6 млрд рублей инфраструктурных инвестиций будут профинансированы из внебюджетных источников. Планируется, что создание портовой зоны в "Совгавани" обеспечит стремительное развитие Ванино – Советско-гаванского транспортного узла. В формируемой особой экономической зоне приоритетное развитие получат проекты стивидорных компаний, специализирующихся на перевалке железорудной продукции, контейнерных и прочих генеральных грузов. Особое внимание будет уделено развитию судоремонта, что является отличительной особенностью концепции.

Две из трех победивших заявок – от Хабаровского края и Ульяновской области – в качестве консультанта администраций регионов готовило ООО «Финансовый и организационный консалтинг». Как отметил исполнительный директор ФОК Моисей Фурщик, курировавший подготовку обеих заявок, их характерной чертой стал отказ от концентрации усилий лишь на росте грузоперевозок. «Включение в проекты крупной судоремонтной компоненты и проработка других видов портовой деятельности позволила создать более комплексные и интересные концепции, обеспечить относительно высокие экономические эффекты и значительное число рабочих мест, поддержать развитие технологичных отраслей», — уточнил он причины успеха заявок.

Большинство представленных на конкурс заявок по морским портам также получили высокие оценки экспертов. Но их не приняли из-за необходимости дополнительной проработки заявителями вопросов, связанных с оценкой реальных потребностей для создания внешней инфраструктуры зон (железных и автомобильных дорог, объектов энергоснабжения, возможного углубления акваторий), а также решения вопросов статуса земельных участков, включаемых в территорию предполагаемых зон. Время у желающих есть до осени – новый конкурс даст возможность участвовавшим заявителям подать доработанные заявки. Среди таких регионов – Москва (создание особой аэропортовой зоны в Шереметьево), Амурская область (аэропорт Благовещенска) и Чечня (аэропорт Грозного). К участию в конкурсе также были допущены заявки на развитие морских портов в Мурманске, Находке (Приморский край), на Камчатке, в Ейске, порту Оля (Астраханская область). Также ПОЭЗ могут быть созданы в Улан-Удэ, Екатеринбурге, Уфе и Ивановской областях. Всего заявки поступали от 14 регионов страны на создание шести аэропортовых зон, восьми зон на базе морских и трех – на базе речных портов.




    Реклама

    Системный подход к инжинирингу и подготовке кадров

    Об опыте и о новых идеях рассказывает генеральный директор МВШИ Вальтер Рац


    Реклама




    spam@petrov.vodka