Как победить пиратов

Москва, 20.04.2009
Одним из самых громких нападений сомалийских пиратов стал захват украинского судна «Фаина», перевозившего оружие в кенийский порт Момбаса. 25 октября 2008 года экипаж корабля взяли в плен, и лишь спустя четыре месяца команда оказалась на свободе. Фирма-судовладелец заплатила пиратам выкуп в 3, 2 млн долларов. О том, что происходило на украинском судне, рассказал «Эксперт-ТВ» нынешний капитан «Фаины» Виктор Никольский.

– Расскажите, как проходил захват судна.

– Это случилось днем, когда начиналась моя вахта – я тогда занимал должность старпома. Мы заметили две белые лодки, стремительно приближавшиеся к «Фаине». В каждой шлюпке было приблизительно по семь человек. Пираты выстрелили из гранатометов по судну, но, к счастью, промахнулись.

Однако отразить нападение нам не удалось. Действия, рекомендованные всеми нашими службами, в такой ситуации не помогли и никогда не помогут. Ни включение водяной защиты с помощью брандспойтов, ни маневрирование не привели к успеху: вода из пожарной помпы попадает не дальше 10 метров от палубы, а маневрировать груженому судну даже в идеальном состоянии очень трудно. Пираты забрались на корабль с третьей попытки, с кормы.

– Если бы у вас было какое-нибудь оружие, смогли бы вы отразить атаку?

– Если бы нам дали такое право – пользоваться стрелковым оружием в критической ситуации – безусловно, захвата бы не произошло.

– Как пираты повели себя дальше?

– Поливание водой и маневрирование их очень сильно разозлили. Они поставили меня к стенке и начали выяснять, почему я сразу же не остановил судно. Я объяснил им, что это вывело бы из строя главный двигатель.

– Вы с ними говорили по-английски?

– Да, другого языка я в то время не знал, немного изъясняться по-сомалийски я научился потом.

– Как вам кажется, пираты знали о грузе, который находился на «Фаине»? Их предупредили об этом?

– Я так не думаю. Пираты стреляли по судну, и я не считаю, что это было театральное представление. На корабле – 10 тыс. ящиков со снарядами, и если бы хоть один из выстрелов попал в цель, то этого бы хватило вполне, чтобы все прекратилось…

– Велись ли переговоры с пиратами?

– Мы честно выполнили все инструкции – оповестили с помощью секретной кнопки судовладельца, дали сигналы бедствия по всем видам связи, которые у нас были. На второй или на третий день при связи с нами представитель судовладельца Виктор Тимофеевич Муренко заверил нас в том, что через четыре дня все будет в порядке.

– Вы оставались на судне?

– Да, весь экипаж, за исключением капитана Колобкова, который лежал в своей каюте под присмотром вооруженной охраны, собрали в каюте площадью около 13 кв. м.

– Как с вами обращались?

– После того как я им объяснил, что меня не нужно убивать, так как я слежу за исправной работой судна, начался чистой воды грабеж. Пираты собрали весь экипаж на мостике и велели принести им все ценные вещи и деньги. При этом предупредили: если найдется хоть один доллар, запрятанный в каюте, ее владелец будет расстрелян.

– Вам было страшно?

– Под дулом автомата было страшно. Я мысленно крестился и молился.

– Верна ли информация о том, что на судне была проблема с питьевой водой?

– Да, одна пиратка забыла выключить душевой кран, и за ночь вытекло 16 тонн пресной воды.

– Чем вы питались?

– В течение двух месяцев мы жили за счет своих запасов провизии, которые приходилось делить с пиратами: они ели все, кроме свинины. Только потом сами пираты начали привозить продукты.

– Какие взаимоотношения сложились между командой и пиратами?

– Сначала пираты были агрессивно настроены: я и второй помощник капитана спали на штурманском столе, наше передвижение сильно ограничили. Нельзя было приближаться к пиратам более чем на три метра. Как мы узнали позже, на других захваченных судах с заложниками обращались гораздо жестче, чем с нами.

– Почему?

– Может быть, на пиратов повлияли мои рассказы о том, как Советский Союз долгое время помогал Сомали. Но они прислушивались ко мне до тех пор, пока один из них не заявил, что мы потом помогали и Эфиопии.

– У экипажа возникали мысли о побеге или освобождении судна?

– Мы думали об этом постоянно, но вода кишела акулами – вплавь добраться куда-то было невозможно. Нас захватили приблизительно в 200 милях от побережья Сомали. Командир пиратов приказал нам двигаться к порту Хобио. Мы прошли 200 миль и встали на якорь в семи милях от берега, но уже по приказанию американского корабля. Да и подставлять команду нескольким смельчакам, решившимся бежать, тоже нельзя было – оставшихся пираты жестоко наказали бы.

– Расскажите о пиратах. Это разбойники с большой дороги или хорошо дисциплинированные бойцы?

– У них очень строгая дисциплина, группа захвата состоит из мобильных и физически подготовленных людей. Любой внутренний конфликт они гасили достаточно жестко: связывали провинившегося пирата и оставляли его лежать в таком положении некоторое время – в зависимости от тяжести нарушения. При этом виновные не сопротивлялись.

– Как проходило освобождение?

– Это был очень нервный процесс. Когда с самолета сбросили деньги в водонепроницаемых контейнерах и доставили их на борт, я все еще не верил в освобождение. Пираты не давали никаких гарантий, не было уверенности в том, что они не попросят еще большей суммы. И когда последний пират покинул судно, никто из нас не ликовал.

– Как вы считаете, каким образом можно решить проблему сомалийского пиратства?

– К пиратам нужно применять адекватные меры. Суда должна сопровождать вооруженная охрана – достаточно трех-четырех вооруженных кораблей.

 

«Эксперт-ТВ». Борьба с «Веселым Роджером»

У партнеров



    Альфа-банк вернет деньги за «Такси» и «Еду»

    Альфа-банк и «Яндекс» запустили совместную карту: по самым популярным сервисам «Яндекса» можно получить кешбек до 10%

    ММК наращивает продажи продукции с высокой добавленной стоимостью

    Один из крупнейших в России металлургических холдингов за первые три месяца 2019 года увеличил реализацию продукции с высокой добавленной стоимостью

    Аудиозапись как доказательство в суде

    Защищаем себя и свои права, используя аудиозаписи в суде: законные основания и полезная инструкция

    Электромеханическое проектирование с Solid Edge

    Создание сложных интеллектуальных изделий требует применения инструментов электромеханического проектирования. И в этом помогает Solid Edge.

    Запущен новый виток исследований достижений российских университетов

    Активное развитие передовых российских университетов демонстрирует их постоянно растущая видимость на международном уровне.

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара: аналитики рассказали, когда ждать обвала рубля
      «Русский след» в американских выборах не обнаружен, но поводы для санкций и, соответственно, обвала рубля у США все равно найдутся.
    2. Курс доллара: рубль ждет важное событие
      Курс доллара: рубль ждет важное событие
    3. Курс доллара: рубль посыпался после действий ЦБ
      Курс доллара: рубль посыпался после действий ЦБ
    Реклама