Экипаж Arctic Sea еще не освобожден

Москва, 24.08.2009
Российский профсоюз моряков постоянно контактирует с родственниками экипажа Arctic Sea, сообщил «Эксперту Online» Игорь Ковальчук, первый заместитель председателя профсоюза. Он представил свою версию ситуации вокруг судна: его захвата, освобождения и следствия.

– Игорь Васильевич, семьи моряков сухогруза Arctic Sea обратились сегодня к Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу с просьбой содействовать освобождению членов экипажа, которых, по их словам, обвиняют в захвате судна. Родственники пишут Кириллу, что моряки содержатся в «Лефортово» и крайне редко выходят на связь. Правда ли, что они в тюрьме?

– Я разговаривал с официальным представителем СК при прокуратуре РФ. СКП не разглашает, где находятся моряки. Мы не знаем, где они находятся. Они, безусловно, не в «свободном доступе», как утверждает СКП. Но я не думаю, что они в тюрьме. Первую ночь после прилета в Москву они провели в одной из военных частей ФСБ. Возможно, и сейчас они находятся там.

– А почему связь проблематична?

– Возможно, у моряков нет средств, чтобы звонить. Согласно сообщениям, средства связи при захвате судна пиратами выводились из строя. Возможно, у них нет телефонов или закончились деньги. Мы готовы оказать морякам помощь, если проблема в этом. Я об этом сообщил в СКП.

Второй вариант – проблема следствия и обеспечения безопасности моряков. Возможно, следователи опасаются, что на экипаж могут выходить сообщники пиратов. Конечно, нельзя исключать и других версий.

До субботы, 22 августа, и звонков от них не было. Родственники начали волноваться, мы постарались помочь. Думаю, что сегодняшнее обращение к Патриарху – это стремление привлечь широкое внимание к проблеме.

– Чем вы объясняете такую секретность во всей этой истории? И вообще, зачем пиратам надо было захватывать судно?

– Ни одна из версий, обсуждаемых в прессе, не кажется мне достоверной. Слишком мало информации. Слава Богу, что все моряки живы. Мы смотрим на это дело с точки зрения интересов моряков.

В отношении экипажа судна был заключен коллективный договор – между судовладельцем и профсоюзом моряков. Документом предусмотрено обеспечение нормальных условий труда, оплаты и т. д. Жизнь и здоровье людей застрахованы обязательно. От 80 до 120 тыс. долларов составляет компенсация в случае смерти или потери трудоспособности.

Судовладелец тоже должен был застраховать свои риски. В данном случае владельцем судна является Arctic Sea Ltd, зарегистрированная на Мальте. Фактический бенефициар – вероятно, российский гражданин Виктор Матвеев.

– Как обеспечивается безопасность команды?

– Морская отрасль зарегулирована в правовом отношении на международном уровне. Международная морская организация выпустила много различных конвенций. Например, Конвенция по охране человеческой жизни на море выдвигает определенный набор требований к техническому состоянию судов, а Международный кодекс по охране судов и портовых средств – к процедурам по обеспечению безопасности на судне. Существуют механизмы, которые мотивируют судовладельцев к выполнению этих требований. Это техническая сторона дела.

– А на случай захвата судов?

– Если судно идет в район, опасный в отношении пиратства, то на судне должны приниматься соответствующие меры. Балтийское море до последнего времени не относилось к районам, опасным в отношении пиратства. В случае с Arctic Sea меры, вероятно, не принимались, экипаж не мог ожидать нападения.

– На судне 15 человек команды, пиратов – всего восемь. Как они могли захватить судно?

– Если вооруженные пираты поднялись на борт, команда выполняет инструкцию: сопротивления не оказывать. Потому что это становится опасным для жизни. На судне оружие отсутствует. Его иметь запрещено Конвенцией ООН по морскому праву. Это гражданское судно, имеющее право фактически беспрепятственного прохода через любые территориальные воды. Тогда как военное судно должно просить у правительства разрешение войти в территориальные воды.

– Скажите, а все навигационные приборы, которые позволяют определять местоположение судна, находятся в близком доступе, и каждый, кто попал на судно, может их найти и отключить?

– Человек, знакомый с судовыми системами, работавший на судне, может. Кто-либо из пиратов мог отключить приборы. Это не настолько сложное дело. Все приборы выглядят примерно одинаково, думаю, что информация о них – как они выглядят и работают – имеется в доступе на сайтах фирм-производителей этих приборов.

– То есть отключить приборы можно и без помощи экипажа?

– Да.

– Каковы дальнейшие планы профсоюза в отношении моряков с Arctic Sea?

– Профсоюз в постоянном контакте с родственниками моряков. Пока не ясно, что необходимо. Если потребуется, будем выходить на СКП и ставить вопрос о том, сколько еще здесь моряки будут находиться, какой у них статус и в каких условиях они содержатся.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара к рублю всех сильно удивит
      На российском валютном рынке растет спрос на рублевую ликвидность в ожидании налогового периода. А прогнозы экспертов в отношении курса рубля становятся все более смелыми
    2. Курс доллара: рубль готовится к важному событию
      Курс доллара: рубль готовится к важному событию
    3. Курс доллара: аналитики рассказали, когда ждать обвала рубля
      «Русский след» в американских выборах не обнаружен, но поводы для санкций и, соответственно, обвала рубля у США все равно найдутся.
    Реклама