Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Расчистили дорогу

«Expert Online» 2009

Совет директоров государственного ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) удовлетворил заявление президента компании Владимира Пахомова об уходе с занимаемой должности и назначил временно исполняющим обязанности главы компании заместителя президента ОСК Романа Троценко. Человека с сомнительной репутацией.

Это уже третья смена руководства судостроительной корпорации с момента ее создания в 2007 году. По планам государства, в ведении ОСК должен быть весь цикл производства судов и кораблей, начиная от их разработки и проектирования и заканчивая поставками, гарантийным и сервисным обслуживанием, ремонтом и утилизацией. Поначалу корпорацию возглавил Юрий Яров, но в августе прошлого года на этом посту он был заменен выходцем из «Рособоронэкспорта» Владимиром Пахомовым, которому и была поставлена задача в кратчайшие сроки объединить наконец десятки разрозненных активов в единую корпорацию. Пахомов эту задачу выполнил, весной этого года интегрировав в корпорацию 37 предприятий и создав на их основе три региональных дочерних холдинга на северо-западе, севере и Дальнем Востоке страны.

А затем в управлении судостроительной корпорации появились коммерсанты. Весной нынешнего года в состав ее совета директоров вошел бенефициар Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Владимир Лисин, который к этому времени к своему металлургическому бизнесу присовокупил портово-транспортную империю из нескольких портов (Морской порт Санкт-Петербург, Таганрогский морской торговый порт, Туапсинский морской торговый порт, Универсальный перегрузочный комплекс в Усть-Луге), верфей и двух пароходств (Северо-Западное и Волжское пароходства). Но если появление Лисина в составе совета директоров ОСК можно было логично объяснить интересами его бизнеса и интересом корпорации в нем как эффективного бизнесмена, то с Романом Троценко ситуация сложнее. Этот 39-летний бизнесмен начал с того, что пять лет назад стал совладельцем и возглавил совет директоров Московского речного пароходства (под управлением которого находятся порт Кимры, порт Касимов, порт Серпухов, «Мостурфлот», «Речресторансервис» и яхт-клуб МРП). В 2007 году он создал AEON Corp., куда входят управляющий аэропортами холдинг «Новапорт» (управляет новосибирским Толмачево, а также аэрогаванями Барнаула, Челябинска, Томска, Брянска и с недавних пор – Калининграда). Кроме того, в состав группы входит AEON Development (около 1 млн кв. м в Москве) и «Связьстрой», занимающийся строительством оптико-волоконных линий связи. AEON также управляет заводом «Знамя» (производство авиационных компонентов), и в него входит российско-голландский концерн Timmerman Yachts (производство яхт класса люкс). Каким образом Троценко овалдевал своими активами, официально не сообщается. В бизнес-кругах он имеет репутацию рейдера.

Летом этого года Троценко вновь возвращается к делам, связанным с морем. В июле 2009 года он утверждается на пост генерального директора одного из трех субхолдингов ОСК – Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, созданного в начале года на базе профильных предприятий Приморья, Камчатки и Хабаровского края. Дальневосточное судостроение традиционно имело военный профиль, по этой причине полностью зависело от гособоронзаказа. Именно из-за недостаточного объема госзаказа в последнее время были столь часты протестные выступления на данных заводах. Интересно, что именно на этот судостроительный центр вице-премьер правительства Игорь Сечин, возглавляющий совет директоров корпорации, обратил внимание президента страны Дмитрия Медведева на их встрече по поводу перспектив ОСК в начале октября. По словам пресс-службы главы государства, вице-премьер отметил, что судоремонтный и судостроительный комплексы Дальнего Востока находятся «в наиболее сложном состоянии» из-за низкого уровня загрузки на предприятиях, большого износа основных фондов, удорожания себестоимости продукции. Возможно, именно на этой встрече и была окончательно решена судьба Владимира Пахомова и Романа Троценко. Первый, сославшись на ухудшение здоровья, покинул ОСК, второй же, по мнению отраслевых аналитиков, в районе Нового года, после подписания соответствующего постановления правительства и директивы Росимущества, станет главой корпорации.

Столь же очевидно, что перед новым главой ОСК будет стоять задача коммерциализации деятельности корпорации, и в первую очередь развитие гражданского судостроения – строительство речных танкеров, например, на турецких и корейских верфях обходится российскому заказчику минимум в полтора раза дешевле и вдвое быстрее, чем на отечественных. В октябре ОСК уже заявила о двух таких проектах совокупной стоимостью около 2,5 млрд долларов. Первая судоверфь будет создана в поселке Дунай (входит в границы закрытого административно-территориального образования Фокино на юге Приморского края) на базе имеющегося 30-го судоремзавода Минобороны РФ, партнером ДЦСС станет сингапурско-китайский концерн Yantai Raffles Shipyard Ltd. Соглашение между компаниями было подписано в ходе недавнего официального визита премьер-министра России Владимира Путина в Китай. Общая стоимость проекта строительства суперверфи в Дунае оценивается более чем в 1 млрд долларов, в роли кредитора должен выступить Внешэкономбанк, а также названная иностранная компания. Стройка, как ожидается, начнется в марте 2010 года и продлится около двух лет. В итоге верфь сможет выпускать суда и буровые платформы водоизмещением до 250 тыс. тонн. Как ожидается, предприятие сможет «перетянуть» на себя соответствующие российские заказы, которые сегодня размещаются за рубежом – на китайских, корейских, европейских мощностях. Кстати, 30-й судоремзавод Минобороны РФ в последние годы испытывал более чем серьезные трудности, его коллектив месяцами не получал зарплату. Как ранее сообщал «Эксперт Online», в июле 2009 года сотрудники завода в связи с многомесячной задолженностью даже приостановили работу. Остроту проблемы тогда удалось снять лишь с помощью военной прокуратуры Тихоокеанского флота.

Вторая судоверфь будет создана в Большом Камне – другом приморском поселке закрытого типа также на юге края (побережье Уссурийского залива), где расположен судоремзавод «Звезда». И займется выпуском судов-газовозов, танкеров ледового класса, судов по освоению шельфа, а также плавучих заводов по производству сжиженного природного газа. Договоренность об этом была достигнута в минувшее воскресенье во Владивостоке между руководством ДЦСС и южнокорейской компанией Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering. Общая стоимость проекта составляет около 1,5 млрд долларов, основным кредитором также называется Внешэкономбанк при участии корейских партнеров. Известно, что строительство этой верфи планируется завершить в конце 2011 года с тем, чтобы уже в первом квартале 2012 года первое судно был спущено на воду. Источники, близкие к ДЦСС, отмечают, что оба будущих предприятия не будут конкурировать между собой, работая в различных сегментах.

Обе обещанные верфи, как видим, имеют гражданский профиль и напрямую связаны с перспективными для Дальнего Востока нефтегазовыми проектами. То есть ОСК демонстрирует намерение переводить российское судостроение на гражданские рельсы, ориентируясь на требования рынка. Очевидно, по мнению правительственных чиновников, Владимир Пахомов развитие корпорации в этом направлении уже не потянул бы, и ОСК возглавил человек другого типа и поколения. По мнению ведущего эксперта УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, Троценко дают испытательный срок. «Нового руководителя будет выбирать акционер ОСК – государство. Пока никаких конкретных кандидатур не называлось. Возможный процесс поиска и утверждения нового руководителя может занять несколько месяцев. Не исключено, что если работа господина Троценко удовлетворит государство, то он может быть назначен на пост президента ОСК», – считает аналитик.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама