Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Шинная десятилетка

«Expert Online» 2010

Нефтяная компания «Татнефть» (ТН), входящая в пятерку крупнейших отечественных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, сообщила, что завершает реконструкцию сборочного производства массовых шин на принадлежащем ей нефтехимическом предприятии «Нижнекамскшина» (НКШ).

Э

то позволит ТН вполовину увеличить производство «европейских» шин на НКШ. «В результате реконструкции объем выпуска новой продукции на “Нижнекамскшине” вырастет еще на 960 тыс. штук и составит 2,86 млн легковых и легкогрузовых шин в год, которые заменят морально устаревшие шины диагональной конструкции», — говорится в сообщении «Татнефти».

В шинный бизнес ТН решила войти 10 лет назад — в 2000 году, купив у правительства Татарстана контрольный пакет расположенной в республике «Нижнекамскшины». Это предприятие, запущенное в 1967 году, строилось как один из крупнейших шинных заводов страны и должно было поставлять продукцию на расположенные рядом автосборочные производства — КамАЗ (Татарстан), АвтоВАЗ (Самарская область) и «Ижмаш» (Удмуртия). Причем шины по тем временам были очень даже неплохие. Другое дело, что сочетание высокой себестоимости, «советского качества» и высокого износа оборудования (около 96%) к концу 90-х годов прошлого века не позволяло НКШ на равных конкурировать не только с зарубежными, но и с основными отечественными игроками. И если КамАЗ еще как-то поначалу мирился с этим, то «легковые» автомобилисты начали «голосовать рублем» против нижнекамских шин.

«Татнефть», придя на завод, изменила его экономическую схему — перевела на процессинг и централизованное материально-техническое снабжение и сбыт и начала насыщать своими деньгами наиболее «инновационную» часть НКШ. Еще в 80-е годы прошлого века тогдашний Миннефтехимпром СССР закупил для нижнекамского предприятия оборудование итальянской фирмы Pirelli для выпуска 2 млн легковых радиальных шин с металлокордным брекером по лицензии знаменитого итальянского шинника. В 2003 году при участии ТН линия была запущена, и итальянско-татарские шины под маркой Kama Euro пошли на рынок. Спустя четыре года доля этой продукции в общем объеме легковых шин, выпускаемых НКШ, дошла до 21%, а на заводе был пущен новый цех по подготовке сырья, рассчитанный на 27 тыс. тонн высококачественных резиновых смесей в год.

В итоге к началу 2008 года объем производства на «Нижнекамскшине» по сравнению с 1999 годом вырос в полтора раза — до 12,5 млн шин в год. А по некоторым позициям нижнекамское предприятие стало абсолютным лидером среди отечественных шинников.

Но, отвоевывая место на рынке с помощью Kama Euro в «легковом» сегменте, нижнекамские шинники фактически потеряли «грузовой» КамАЗ. Несколько лет назад, поднимая конкурентоспособность своей продукции, камские автостроители переключились на закупку покрышек в Омске — на заводах компании «Сибур — русские шины». «Татнефть» решилась на ответный ход и начала быстро строить на площадке «Нижнекамскшины» завод для производства грузовых шин по ЦМК-технологиям германского концерна Continental. Первая очередь этого завода, построенного всего за два года, как уже сообщал «Эксперт Online», была открыта в декабре 2009 года. Стоимость проекта, рассчитанного на выпуск в год 1,2 млн шин для грузовых автомобилей и автобусов, — почти 17 млрд долларов. Качество, по словам вице-президента концерна Continental Бернда Гюнтера, «такое же, как на других заводах Continental». В итоге «Нижнекамскшина» вновь становится основным поставщиком КамАЗа, удовлетворенно заметил по этому поводу первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. О том, что КамАЗ с 2011 года отказывается от закупок аналогичной продукции за рубежом и переходит на комплектацию ЦМК-шин нижнекамского производства, заявил журналистам и генеральный директор главного российского производителя грузовиков Сергей Когогин.

Впрочем, в «Татнефти» уже заявили, что новая продукция будет востребована и за пределами Татарстана. По прогнозам татарстанских шинников, уже в этом году потребность в цельнометаллокордных шинах для грузового транспорта в России достигнет 1,7 млн штук в год. «Татнефть» рассчитывает окупить вложения в создание производства ЦМК-шин за восемь с половиной лет. Сейчас она вместе с «Сибуром», с которым делит пальму первенства на шинном рынке России, лоббирует увеличение пошлин на импорт грузовых и легковых шин в Россию до 25 и 30% соответственно (в настоящее время 15 и 20%), введение запрета на ввоз бывших в употреблении шин и ограничительных мер на ввоз низкокачественных шин. При этом компания добивается и изменения условий госзакупок шин, чтобы исключить возможность заключения госконтрактов, предполагающих поставки из-за рубежа продукции, имеющей отечественные аналоги.

Параллельно компания заканчивает и программу повышения качества и эксплуатационных характеристик радиальных легковых шин, которая на НКШ была запущена в 2008 году. Благодаря 30 млрд рублей инвестиций, которые «Татнефть» вложила в «Нижнекамскшину» за последние десять лет (не считая инвестиций в ЦМК-производство), в этом году доля «инновационной» продукции в общем объеме производства массовых шин в Нижнекамске перевалит за треть. На этом «Татнефть», видимо, на ближайшие несколько лет успокоится в шинном бизнесе. Рынок ЦМК-шин в России она занять успела, мощности Kama Euro в легковом сегменте увеличены вполовину, сырье для производства шин — тоже достойного качества. Словом, наступает время отбивать затраты и получать прибыль. Тем более что сейчас на повестке дня у татарстанской нефтяной компании — запуск в октябре этого года в том же Нижнекамске первой очереди комплекса нефтеперерабатывающих производств мощностью по первичной переработке 7 млн тонн нефти в год и стоимостью 131 млрд рублей.




    Реклама

    Выставка upakovka расширяет влияние

    Все новые решения для упаковочной отрасли на одной выставочной площадке в Москве 23–26 января 2018 года.


    Реклама