Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Залечили конкурентов

«Expert Online» 2010

Фармацевтическая компания «Фармаимпекс» из Удмуртии подает в суд на пермские СМИ за клевету. Поводом послужил ряд публикаций, носящих, по мнению представителей «Фармаимпекса», заказной характер и направленных против деятельности компании в Пермском крае.

Фармацевтический рынок Пермского края в последние годы выглядел вполне стабильным. Основные места на нем занимают федеральные игроки (сети «36,6» и «О3») и местные сети «Планета здоровья» (ООО «Опека») и «Будь здоров!» (ОАО «Пермфармация»). Все эти компании активно скупали мелкие сети и просто отдельные аптеки. К примеру, за 2006 год сеть «36,6» увеличила количество аптек с 25 до 50. Процесс фактически завершился в 2008 году, когда формирование крупных сетей и перераспределение активов закончились.

Но эта стабильность была нарушена в ноябре прошлого года. Тогда на рынок Пермского края пришел новый игрок – «Аптеки оптовых цен» (принадлежит ООО «Фармаимпекс», Удмуртская республика). Своим названием, которое действительно оправдывается низкими ценами, удмуртские аптекари заставили поволноваться местных. Первые «Аптеки оптовых цен» появились в Чайковском, но их открытие прошло без эксцессов. А вот открытие аптеки в Березниках вызвало бурную реакцию – почти сразу же последовал «ответ» в местной прессе. «Аптеки оптовых цен» обвинили в торговле «серыми лекарствами», то есть не прошедшими сертификацию на уровне региона, а также во множестве нарушений в деятельности. Итогом стала проверка аптеки со стороны краевых Минздрава и прокуратуры, было вынесено предписание, а дело направлено на рассмотрение в арбитражный суд.

Тем не менее удмуртская аптечная сеть не остановила свою экспансию – в январе 2010 года сразу четыре аптеки компании открылись уже в Перми. И тут же – разоблачительный репортаж на одном из местных каналов, в котором контрольно-ревизионными службами пермского минздрава «Аптеки оптовых цен» прямо обвинялись в торговле фальсификатом. Именно этим якобы обоснованы низкие цены в этой сети – пришли к выводу авторы репортажа.

Такая реакция рынка и чиновников может иметь простое объяснение. Конкурентам, безусловно, не нравится участвовать в ценовых войнах – а теперь им приходится этим заниматься. Многие сети вынуждены были снижать цены, запускать маркетинговые ходы под лозунгами «У нас настоящие лекарства» и «У нас тоже оптовые цены». Минздрав же от деятельности удмуртской компании не получает никаких дивидендов – контроль качества своих лекарственных средств она проводит в Ижевске. Стоимость проверки одного наименования продукции – около 130 рублей. При ассортименте в 5 тыс. товарных позиций получается 650 тыс. рублей. И это не разовые, а постоянные затраты. И, соответственно, постоянные доходы, которые теряет пермский минздрав.

«В пермских СМИ преднамеренно смешиваются разные понятия – „сертификация” и „контроль качества”, – убежден Александр Зорин, начальник отдела рекламы „Фармимпекса”. – Сертификация лекарств – обязательная процедура, но она проводится не в регионе присутствия аптеки, а при ввозе продукции на территорию России, если речь идет об импорте, либо при ее отправке с российского завода-изготовителя. Кроме этой процедуры есть так называемый „контроль качества, упаковки и маркировки”, который проводится уже в регионах. Его мы тоже осуществляем в полном объеме. Но проводим эту процедуру в Татарстане и Удмуртии. Дублировать эту процедуру, проверяя те же самые упаковки еще раз в Пермском крае, нет никакой необходимости. А столь бурная реакция рынка и чиновников вполне понятна: Пермский край – один из лидеров по уровню цен на лекарственные препараты, поэтому естественно, что конкурентам здесь не рады. Тем не менее на данный момент мы специально заключили договор с пермским центром контроля качества и оплачиваем проверку около 500 позиций. А на одно из изданий уже подали в суд за клевету».

Руководитель департамента регионального развития одной из федеральных сетей на условиях анонимности подтвердил, что «практика контроля качества „на местах” хоть и не является обязанностью, тем не менее очень желательна – иначе у аптечной сети могут возникнуть проблемы (в том числе искусственно созданные) с местными контролирующими органами и региональными властями». Кроме того, представитель фармацевтической компании отметил, что «четырех аптек в миллионном городе явно недостаточно, чтобы оказать существенное влияние на рынок. Если же у „Фармаимпекса” есть серьезные планы по расширению сети и он сможет при этом удерживать цены ниже, чем у конкурентов, то в этом случае волнение других участников рынка вполне объяснимо. Тем не менее, низкие цены – это, скорее всего, маркетинговый ход для быстрого выхода на рынок».

Источником симбиоза пермских аптечных сетей и краевого правительства некоторые участники рынка называют и.о. председателя кабмина Валерия Сухих. Ранее он несколько лет возглавлял ОАО «Пермфармация», а также участвовал в приватизации муниципальной аптечной сети Перми. Источники утверждают, что у Сухих «остались серьезные интересы на фармацевтическом рынке Прикамья». Возможно, именно по этой причине пермские участники рынка отказались комментировать ситуацию.


Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама