Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Магистраль Мишарина

«Expert Online» 2010

Губернатор Свердловской области Александр Мишарин, в прошлом железнодорожник и чиновник Минтранса, подписал распоряжение о придании статуса губернаторской программы проекту строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Екатеринбург—Москва. Стоимость проекта поражает воображение — 2,5 трлн рублей. Несмотря на то что проект выглядит перспективным и правильным, его реализация вряд ли начнется в ближайшее время.

Проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Екатеринбург – Москва является стратегическим для нового главы Среднего Урала. Финансировать и контролировать расходы на разработку модели будет некоммерческая организация «Фонд губернаторских программ Свердловской области». Проект также войдет в программу инновационного развития транспортного комплекса региона.

Преимущества ВСМ — минимальная протяженность (2,1 тыс. км), а также возможность использования на различных ветках подвижного состава разной вместимости и обеспечивать движение с различными стандартами скоростей. Планируется, что ВСМ соединит Москву, Владимир, Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург. И будет иметь ответвления до других крупных городов Урала: Перми, Уфы, Челябинска, Тюмени и Нижнего Тагила. Поэтому для реализации проекта будет необходимо участие ряда регионов: Московской, Владимирской, Нижегородской, Свердловской, Челябинской и Тюменской областей, а также Татарстана, Башкортостана и Пермского края. В пресс-службе Мишарина подчеркнули, что инициативу уральцев уже поддержало руководство Татарии. Если это так, свердловские чиновники получат партнера с большим лоббистским потенциалом. Предполагается, что железную дорогу будут строить сразу с двух сторон — из Екатеринбурга и из Москвы (так в свое время возводили Транссиб), благодаря чему каждый ее участок начнет приносить прибыль еще до завершения строительства всей магистрали. Оно же может проходить по двум схемам: либо каждый регион станет отвечать за свой отрезок ВСМ, либо все регионы создадут единый контролирующий орган, который будет заниматься поисками подрядных организаций.

Поражает фантастическая стоимость проекта: 2,5 трлн рублей. При этом коэффициент рентабельности, согласно данным пресс-службы губернатора, составляет 1,4 — то есть при выходе на полную мощность экономическая выгода достигнет порядка 3,5 трлн рублей. Методики расчета этих показателей администрация Мишарина, правда, не раскрывает, потому оценить их не представляется возможным.

При этом в администрации Мишарина утверждают: если заказчик и исполнитель будут работать в рамках так называемого «контракта жизненного цикла», себестоимость проекта сократится почти вдвое. Согласно условиям такого контракта, исполнитель за свой счет и с использованием собственных материалов возведет объект и будет эксплуатировать его в течение всего расчетного срока эксплуатации (жизненного цикла) — осуществлять ремонт, уход и обслуживание. Государство, со своей стороны, оплатит за счет различных бюджетов услуги по предоставлению объекта в пользование. Причем оплата будет произведена только в случае качественного выполнения функциональных параметров.

Проект ВСМ «Москва—Екатеринбург» был представлен в мае на международном железнодорожном форуме «Стратегическое партнерство 1520», который прошел в Сочи. Сейчас проект обрел статус губернаторского, то есть вошел в неофициальный пул личных мегапроектов Александра Мишарина. Для бывшего железнодорожника и выходца из транспортной отрасли ставка на проект ВСМ логична и понятна.

Теоретически ВСМ — проект действительно перспективный: такие магистрали, связывающие крупные агломерации, генерируют мощный мультипликативный эффект, позволяя не только повысить мобильность людей или грузов, но и создавая новые логистические и управленческие цепочки. К тому же заявленный ареал проекта — это городские агломерации с мощным промышленным и человеческим потенциалом, в той или иной мере заинтересованные в горизонтальной интеграции.

Практически же проект выглядит, как ни крути, слишком фантастично. Не стоит забывать и о том, что на Урале и так объявлено о реализации как минимум двух крупных транспортных мегастроек, затратных и глобальных — речь идет о магистрали «Белкомур» (ее лоббирует губернатор Пермского края Олег Чиркунов) и проекте «Урал Промышленный—Урал Полярный». Несмотря на то что в целом эти железнодорожные объекты неравнозначны («Белкомур» соединит Соликамск и Архангельск, а УП-УП — развитые районы Среднего Урала с Полярным Уралом и севером Западной Сибири, к тому же оба эти проекта грузовые, а не пассажирские), как с ними будет «конкурировать» за федеральные ресурсы магистраль Мишарина, пока не ясно. Убивает наповал и стоимость ВСМ. Если и менее затратный УП-УП давно захлестнула волна коррупционных скандалов, отставок и назначений, пересмотров первоначальных планов, то что ожидать от стройки ценой 2,5 трлн рублей?

Впрочем, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов уверен, что при выполнении ряда условий ВСМ «Москва—Екатеринбург» вполне может появиться на карте железных дорог России. «Если все регионы, которые расположены по этой магистрали, согласятся, если будут найдены необходимые средства, если будет федеральная поддержка проекта, то осуществить его вполне реально. Более того, он представляется даже необходимым, потому что прокладка этой трассы напрямую действительно позволит улучшить сообщение между Уралом и Европейской частью России, ускорит время путешествия пассажиров, улучшит их обслуживание. Проект не выглядит как фантастическая маниловщина, осуществить его вполне реально. Повторюсь: для этого нужно согласие всех регионов, через которые пойдет трасса, полноценное и регулярное финансирование проекта, поддержка федеральных властей», — отмечает Баранов.

Учитывая высокий лоббистский потенциал Мишарина в федеральном центре (он стал губернатором, оставив пост директора департамента правительства РФ), можно предположить, что проект может получить поддержку в Белом доме. Тем не менее пока он все-таки выглядит чересчур идеально. А заявленная схема его реализации (в рамках контракта жизненного цикла) вызывает большие сомнения. По оценке редактора отдела строительства журнала «Эксперт Урал» Сергея Ермака, с одной стороны, мировая практика показывает, что контракт жизненного цикла действительно один из самых эффективных способов сотрудничества государства и частного бизнеса при строительстве транспортных инфраструктурных объектов. «Один из успешных примеров — участок трассы Е181 в Финляндии длиной 50 км. Стоимость проекта по схеме контракта жизненного цикла составила 303 млн евро (оценка стоимости по схеме разового контракта — 354 млн евро), таким образом, экономия госзаказчика составила как минимум 15%. Кроме того, при дальнейшей оплате услуг государство может не платить за время простоя объекта, штрафовать подрядчика за плохое состояние магистрали. Но, с другой стороны, сомнительно, что властям удастся вовлечь в проект частный бизнес. Слишком велики риски и срок окупаемости (для той же автодороги в Финляндии — это почти 20 лет). На примере другого инфраструктурного мегапроекта — «Урал Промышленный—Урал Полярный» мы видим, что привлечь частных инвесторов в подобные стройки практически невозможно».

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама