Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

От ларька до интернета

«Expert Online» 2010

Компании «МСП ТРЕЙД» как представителю российского мелкого бизнеса выжить оказывается очень сложно. Сильные конкуренты, низкая покупательская способность населения и многие другие факторы осложняют жизнь владельцам фирмы. Но все же руководство «МСП ТРЕЙД», похоже, нашло для себя выход из этой ситуации. В поисках стабильности руководство компании открывает интернет-магазин.

Компания «МСП ТРЕЙД» на российском рынке работает очень давно. В 1996 году они начали продавать канцелярские принадлежности, причем тогда торговой точкой служил ларек на московском рынке. Через два года руководство открыло первый павильон в центре электроники, сменив ассортимент на расходные материалы для домашнего компьютера и различные средства хранения информации. С этого момента количества торговых точек компании росло, а ассортимент и дальше расширялся — сейчас «МСП ТРЕЙД» продает портативную технику, накопители информации и множество различных аксессуаров для компьютеров.

В то же время фирма остается достаточно мелкой. До сих в ней работают всего 10 человек, из которых двое являются курьерами, а пять — продавцами. В то же время в Москве в последние годы было открыто несколько крупных центров по торговле электроникой. Это способствовало развитию целых сетей павильонной торговли, с которыми мелкому бизнесу конкурировать сложно. Например, компания Polaris имеет торговые точки практически в каждом районе Москвы. А торговая сеть Laptop владеет 14 павильонами в крупнейших торговых центрах. Эти компании гораздо менее специализированы, чем «МСП ТРЕЙД», но ей, в силу различных объемов оборота и финансового составляющей, тяжело конкурировать с ними на равных.

«Конкуренция на рынке очень велика, — заметил директор «МСП ТРЕЙД» Айдар Рахманов. — Нас есть кому обидеть».

Снижение потребительского спроса из-за кризиса также сказалось на фирме. «Поток людей в торговых центрах крайне непостоянен, — заявил Айдар Рахманов. — Основные продажи приходятся на субботу и воскресенье». В этой ситуации компании приходится достаточно четко выстраивать свою бизнес-модель и искать выход на новую рыночную нишу.

Важным звеном здесь является оптимизация издержек. Так, в ближайших планах «МСП ТРЕЙД» создание отдельного сервера для компании и обновление программного обеспечения. А пока руководство фирмы занялось снижением расходных материалов и оптимизации административной работы. Для этого был подписан договор с компанией Hewlett Packard на тестирование их нового многофункционального устройства HP Officejet Pro 8500.

«В сравнении с нашей прошлой техникой HP Officejet Pro 8500 обеспечивает объективные преимущества, касающиеся издержек на расходные материалы, отличного качества и скорости, чего я абсолютно не ожидал от струйного принтера, — заявил Айдар Рахманов. — Мы собираемся его использовать и в нашей дальнейшей работе».

На новой технике в «МСП ТРЕЙД» распечатывались все внутренние документы, включая товарные и расходные накладные, отчеты и многое другое. Кроме того, новый принтер позволил распечатывать цветные рекламные буклеты, которые раздавались на входе в торговые центры, что позволило повысить продажи.

Из остальных функций устройства крайне полезными оказались возможности по сканированию и копированию. Павильоны даже начали предоставлять своим клиентам дополнительные услуги.

«Это идеальное устройство для небольшого бизнеса: удобство сканирования, копирования и печати в высоком качестве любых документов, будь то черно-белая печать счетов или рекламные листовки в цвете, оно позволяет эффективно выполнять текущую работу, не задумываясь о лишних затратах как временных, так и материальных», — заметил Айдар Рахманов.

Еще одним направлением повышения эффективности фирмы стало обучение продавцов. «Нашим основным преимуществом по сравнению с большими сетями стали отношения с клиентами, — добавил Айдар Рахманов. — Чем больше магазин, тем более слабые там продавцы». Это можно объяснить высокой текучестью кадров. В «МСП ТРЕЙД» все продавцы работают уже в течение нескольких лет. Айдар Рахманов говорит, что старается постоянно чему-то обучать продавцов, чтобы они могли достаточно профессионально консультировать клиентов о том или ином товаре. «У клиентов складываются теплые отношения с продавцами, — добавил Рахманов. — Они им все расскажут о товаре и покажут его в действии». Для достижения подобного эффекта работники компании сами тестируют новые продукты и подробно знакомятся со всей документацией по ним.

Благодаря подобному подходу достигается эффект возвратности клиентов. При этом в магазине отсутствует стандартная система поощрения покупателей в виде подарков и дисконтных карт. «Где-то 40% наших клиентов возвращаются к нам снова и снова, — заметил Айдар Рахманов. — Мы стараемся им предоставить скидку, но все зависит от обстоятельств».

При этом 80% линейки товаров в магазинах «МСП ТРЕЙД», по словам Рахманова, оказываются дешевле, чем у конкурентов. Это достигается юлагодаря тому, что руководство компании достаточно жестко торгуется с поставщиками, стараясь снизить цены.

Несмотря на все эти меры, столь мелкой фирме все равно сложно противостоять конкурентам, вытесняющим ее с рынка. Особую проблему для компании представляет нестабильность денежного потока, который зависит от дня недели, времени года и массы других факторов. Чтобы как-то выйти из этого положения, «МСП ТРЕЙД» открыли два интернет-магазина. «Это позволило стабилизировать денежный поток, — отметил Рахманов. — Каждый день в одном из наших магазинов совершаются покупки».

Здесь также сыграла свою роль специализация магазинов, которая отличает «МСП ТРЕЙД» от конкурентов. Один из сайтов компании полностью занят продажами портативной техники: телевизоров, DVD-плееров. Другой сайт, напротив, более обширный: там продается множество аксессуаров для компьютера. Это позволяет легче продвигать порталы в поисковых системах.

В то же время более крупные конкуренты «МСП ТРЕЙД» тоже запустили свои online-магазины. Но в интернете с ними мелкой компании конкурировать пока легче. Таким образом, интернет-торговля стала новым направлением развития для мелкого бизнеса, которому все сложнее выживать в условиях высокой конкуренции.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама