Пастила национального согласия

Москва, 08.11.2010
Согласно информации Министерства культуры, в России существует 2468 музеев. Получается, что один музей приходится на 58 тыс. жителей страны. На 148 тыс. жителей Коломны пришелся музей «Коломенская пастила. У Николы на Посадях. Музей исчезнувшего вкуса». Музей, где «выставляют» вкус, был открыт в январе 2009 года.

По словам автора проекта Елены Дмитриевой, «музей пастилы представляет собой новый тип музея: сохраняющего и предъявляющего нематериальное наследие, нечто эфемерное и ускользающее — вкусы, запахи, культуру бытования, манеру говорить…».

Музей пастилы представляет то, в чем заключается национальная самобытность на уровне мирной повседневности. Крупные исторические события, память о которых хранят традиционные музеи, происходят редко, осмысляются мучительно, а вот чай с пастилой можно пить каждый день с утра до вечера.

В последнее десятилетие музеи во всем мире интенсивно занимаются вопросами национальной и культурной самобытности — это этнографические и местные музеи, музеи народного искусства, экомузеи, музеи фольклора. Именно такие музеи во всем мире пытаются взять на себя заботу о сохранении культурной и национальной идентичности. Или, как в случае коломенского музея, позаботиться о сохранении забытого национального вкуса. И даже его вспомнить.

Такие музеи принято называть музеями общества. Они всегда четко привязаны к определенному месту, часто создаются по инициативе снизу и прочно входят в жизнь окрестных жителей. Скептики предупреждали авторов коломенского проекта в начале работы, что летом посетителей не будет — не сезон. Но окрестные дачники шли сами, вели детей, привозили из Москвы друзей показать музей и похвастаться такой местной прелестью. И этого народа оказалось неожиданно много не только для скептиков, но даже для энтузиастов проекта.

Такой музей отходит от стремления развлекать или скучно пропагандировать. Он помогает посетителю в его продвижении от культуры как знания к культуре, по выражению Ж.-М. Летеррье, как к «топливу», источнику энергии и самостояния человека. Поэтому такого рода музеи выступают не только как хранители памяти конкретной общины, но и как успешные площадки неформального образования.

В Музее пастилы экскурсия проходит в форме угощения разными видами этого лакомства за чайным столом в гостиной купеческого дома средней руки, где в углу стоит клетка с поющей канарейкой. Обычно в России в музеи превращали дворянские особняки и усадьбы. О жизни третьего сословия известно меньше, и музеи, ей посвященные, наперечет.

Под чаепитие происходит занимательная беседа о разных видах пастилы, тонкостях рецептов, о том, какой сорт предпочитал Лев Толстой, а какой Федор Достоевский. И в чем была действенная сила пастилы «Трезвость». Посетители этого музея становятся активными участниками действия, а не остаются пассивными слушателями и зрителями. Это и есть самая современная в Европе концепция музейного дела. Музей тактично и ненавязчиво показывает и предлагает увидеть в русской жизни устойчивую систему ценностей и прочный быт.

Психологи и социологи, философы описывают состояние замиренной массы, когда растворенная в коллективе конфликтность затухает, а коллективная агрессивность не развивается. Такой результат дает, во-первых, совместное отправление религиозных обрядов и, во-вторых, совместная трапеза — например, чаепитие с пастилой.

Идеологически Музей пастилы связан не только с новейшими тенденциями в музейном деле и просвещении, но и с движением «Слоу фуд». Оно было основано в Италии в 1989 году, и с тех пор региональные отделения появились более чем в 100 странах мира, а недавно и в России.

Организация печется о сохранении биологического разнообразия и поддержании кулинарных традиций каждой местности. В свою очередь, это ведет к сохранению локальной культуры и способствует национальной самоидентификации. Потому что идентифицировать себя — это значит отличать себя от других. И отличаться от них. При помощи еды это можно делать наглядно, убедительно и добродушно.

Коломенскую пастилу делали раньше и делают теперь только из одного совершенно национального вида яблок — из антоновки. В городе были обширные яблоневые сады. Производство же пастилы — это своеобразный способ сохранить урожай надолго. Потому что яблоки родятся раз в два года. Пытаться использовать для выделки пастилы другие сорта яблок не стоит. Только кислая, крепкая антоновка дает при запекании нежнейшее белоснежное пюре. А уже из него путем долгого тонкого технологического процесса получают пастилу. Так что лакомство это возможно производить только именно в этом городе в русской провинции.

У партнеров



    Альфа-банк вернет деньги за «Такси» и «Еду»

    Альфа-банк и «Яндекс» запустили совместную карту: по самым популярным сервисам «Яндекса» можно получить кешбек до 10%

    ММК наращивает продажи продукции с высокой добавленной стоимостью

    Один из крупнейших в России металлургических холдингов за первые три месяца 2019 года увеличил реализацию продукции с высокой добавленной стоимостью

    Аудиозапись как доказательство в суде

    Защищаем себя и свои права, используя аудиозаписи в суде: законные основания и полезная инструкция

    Электромеханическое проектирование с Solid Edge

    Создание сложных интеллектуальных изделий требует применения инструментов электромеханического проектирования. И в этом помогает Solid Edge.

    Запущен новый виток исследований достижений российских университетов

    Активное развитие передовых российских университетов демонстрирует их постоянно растущая видимость на международном уровне.

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара: аналитики рассказали, когда ждать обвала рубля
      «Русский след» в американских выборах не обнаружен, но поводы для санкций и, соответственно, обвала рубля у США все равно найдутся.
    2. Курс доллара: рубль посыпался после действий ЦБ
      Курс доллара: рубль посыпался после действий ЦБ
    3. Курс доллара: рубль ждет важное событие
      Курс доллара: рубль ждет важное событие
    Реклама