Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Государству и мошенникам вопреки

«Expert Online» 2010
Иллюстрация: Эксперт Online

Развитию лизинга в России мешают слишком быстро принимаемое и вводимое новое регулирование, недобросовестные клиенты, отсутствие кооперации между участниками и мошенники, активизировавшиеся на рынке лизинговых услуг после кризиса. Тем не менее в 2010 году отрасль начала расти достаточно высокими темпами, а общий объем лизингового портфеля компаний превысил 1 трлн рублей. Участники рынка вопреки всем факторам собираются развивать лизинговые услуги и в 2011 году.

Прирост новых лизинговых сделок за 2010 год, по расчетам рейтингового агентства «Эксперт РА», составит 75-85%. Этот показатель за первое полугодие 2010 года увеличился в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. За этот период было заключено новых лизинговых сделок на 420 млрд рублей, в первые 9 месяцев 2009 году сделок было заключено на общую сумму 185 млрд рублей. Общая стоимость лизингового портфеля составила 1,04 трлн рублей, увеличившись за первое полугодие на 7%. Эти данные, полученные в ходе исследования «Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2010 года: хрупкое восстановление», презентовал заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев на IX Ежегодной конференции «Лизинг в России – 2010».

По его словам, в основе восстановления рынка лежит несколько основных факторов, связанных, в первую очередь, с восстановлением экономики. Это и снижение стоимости заемных средст, и рост спроса на лизинг со стороны компаний, которым все же необходимо обновлять основные фонды. К тому же лизинговые компании и сами активизировались на рынке – стали более активно проводить маркетинговые кампании.

Пока лидирующим сегментом лизинга в России стал транспорт – он составляет более двух третей всей отрасли. Например, предоставление в лизинг железнодорожной техники занимает 33,2% рынка, авиационного транспорта – 15,0%, затем следует грузовой и легковой транспорт – 9,9 и 9,4% соответственно. По данным Павла Самиева, 70,8% новых сделок за первое полугодие 2010 года пришлось именно на транспорт. Генеральный директор ЗАО «ИКБ Лизинг» Сергей Иванов отметил, что, так как доля промышленного оборудования в лизинге чуть-чуть превышает 5,35%, роль лизинга в модернизации основных фондов предприятий сильно преувеличена.

Лидерами рынка стали лизинговые компании, которые являются дочерними предприятиями крупных банков. В первую очередь, это «Сбербанк Лизинг», заключивший сделок за первое полугодие этого года на 63,34 млрд рублей; за ним следует «ВЭБ Лизинг» и «ВТБ Лизинг», сделки которых составили 53,73 млрд рублей и 39,02 млрд рублей соответственно. Самый крупный портфель на рынке сейчас у компании «ВТБ Лизинг» – его объем на 1 октября 2010 года составил 157,23 млрд рублей; затем следует «Сбербанк Лизинг» с 104,13 млрд рублей.

Но рынок чувствует себя не так хорошо, как это может показаться на первый взгляд. И здесь возникают как законодательные, так и специфичные рыночные проблемы.

Самой обсуждаемой законодательной мерой стала возможная отмена ускоренной амортизации оборудования, сдаваемого в лизинг. Это повлечет увеличение налоговой нагрузки на компании. Часто оборудование, сдаваемое в лизинг, очень быстро изнашивается либо из-за климатических факторов (например, эксплуатация транспорта в условиях Крайнего Севера), либо из-за некоторых нарушений в использовании подобной техники. По оценкам «Эксперт РА», это может привести к сокращению рынка в два раза, и главным образом это затронет именно лизинг оборудования, который ведет к модернизации основных фондов компаний, а не лизинг транспортных средств.

На самом деле по этому вопросу у многих представителей лизинговых компаний мнения разошлись. Так, председатель подкомитета по лизингу Торгово-промышленной палаты РФ Алексей Акиндинов заметил, что введение этой меры приведет к «схлопыванию» рынка. А заместитель генерального директора ЗАО «Сбербанк Лизинг» Сергей Клишо заметил, что для него отмена ускоренной амортизации лишь вопрос времени. Но она должна быть отменена в другой, более стабильной экономической ситуации. В случае принятия этой меры сейчас часть лизингового бизнеса просто уйдет из России. Сергей Клишо заметил, что государство не заботится ни о рынке лизинга, ни о малом бизнесе. «Мы устали жить в тени, мы хотим создать кредитную историю, мы хотим получать льготы» – так охарактеризовал ситуацию в малом бизнесе Сергей Клишо. Генеральный директор ЛК «Уралсиб» Олег Литовкин также заметил, что введение этой меры приведет к тому, что лизинговые компании не смогут просчитывать свои риски, а это повысит рост финансовой и налоговой нагрузки на компании. При этом он отметил, что государство очень активно поддерживает банки, но совершенно не заботится о лизинговых компаниях, которые также фактически кредитуют бизнес.

Президент Объединенной лизинговой ассоциации и генеральный директор ГК «Интерлизинг» Кирилл Царев заметил, что нет единого понимания и единого мнения о том, куда движется отрасль и что ей нужно, между самими компаниями. Именно это и препятствует взаимодействию между лизинговыми компаниями и регуляторами.

Еще одним препятствием на пути развития лизинга становится отсутствие надежных и платежеспособных клиентов. «У нас есть целая коллекция фотографий того, что было до и после лизинга с нашими машинами», – заметил Кирилл Царев. Особенно проблема недобросовестных клиентов стала острой в кризис, но и после кризиса она не отпала полностью. Заместитель генерального директора компании «CARCADE Лизинг» Алексей Смирнов также заявил, что иногда компания ищет свои автомобили в самых разных местах России и бывает вообще не находит. Для решения этой проблемы Алексей Смирнов предлагает создавать собственную службу безопасности, которая и должна решать такие проблемы, но, по его мнению, с восстановлением экономики риски в сфере лизинга также снижаются. Сергей Иванов из «ИКБ Лизинг» добавил, что суды часто оказываются неспособны решать проблему недобросовестных клиентов и защищать лизингодателей.

Но самой острой проблемой, особенно для небольших предприятий, действующих в этой сфере, стала проблема мошенничества. Кризис создал целую волну мошенников, специализирующихся на лизинге. Генеральный директор компании ЗАО «Технолизинг» Наталья Панских описала несколько случаев мошенничества, когда по поддельным паспортам преступники брали оборудование в лизинг в нескольких небольших компаниях, а затем скрывались с ним. Правоохранительные органы оказались не в состоянии защитить лизинговые компании, а часто даже настаивали на определенной плате за то, чтобы дать делу ход. Также мошенники используют процедуру банкротства как способ не оплачивать долги и не возвращать оборудование. Но даже в этих условиях приходится идти на риск и привлекать новых клиентов, благонадежность которых часто нелегко проверить.

По мнению аналитиков «Эксперта РА», рынок лизинга все же будет расти. Согласно базовому сценарию развития, рынок прирастет в 2011 году на 30–50%, а в 2012 году из-за стабилизации экономического роста и ужесточения законодательства прирост составит 10–30%.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама