ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

С ветерком на футбол

«Expert Online» 2010
Иллюстрация: Эксперт Online

Российское правительство намерено создать высокоскоростное железнодорожное сообщение из Москвы с Казанью, Самарой и Ульяновском для доставки болельщиков на чемпионат мира по футболу в 2018 году. Об этом заявил в воскресенье премьер-министр Владимир Путин в ходе осмотра вместе с президентом Финляндии Тарьей Халонен экспозиции, рассказывающей о проекте нового скоростного поезда «Аллегро» (Халонен приехала на нем из Хельсинки, российский премьер присоединился к ней в Выборге, и вместе они совершили поездку на «Аллегро» до Санкт-Петербурга).

«Есть идея скоординировать программу строительства высокоскоростных поездов к местам проведения матчей чемпионата мира», — сказал Владимир Путин. Он напомнил, что высокоскоростное железнодорожное сообщение уже есть между Москвой и Санкт-Петербургом, Москвой и Нижним Новгородом. Теперь предстоит то же самое сделать в отношении Казани, Самары и Ульяновска, заявил Путин. «Это будет мощным импульсом для развития скоростного движения в Европейской части РФ», — отметил он.

Глава РЖД Владимир Якунин оказался готов к такому повороту дела. Он ответил, что железнодорожная монополия уже готовит поправки в свою среднесрочную инвестиционную программу. «То обстоятельство, что в стране будет чемпионат мира, в новом свете представляет программу развития железнодорожной инфраструктуры. В преддверии чемпионата мира будут пересмотрены существующие проекты и обеспечено высокоскоростное движение для городов, где будут проходить матчи», — ответил он.

У РЖД уже есть опыт организации высокоскоростного железнодорожного сообщения на примере «Сапсана», который вышел на трассу в декабре прошлого года. В минувшее воскресенье совершило первый рейс между Хельсинки и Санкт-Петербургом и совместное детище РЖД и финской железнодорожной компании VR Group скоростной поезд «Аллегро». По российской территории он идет со скоростью 200 км/ч, по финской — 220 км/ч, и за счет этого время в пути для пассажиров сокращено с 6 до 3,5 часа. Владимир Якунин не исключил того, что в будущем маршрут «Аллегро» будет продлен до Москвы. «Наши планы — это планы наших пассажиров. Если пассажир предъявит нам требования о продлении этой линии до Москвы, мы относительно легко сможем организовать такое движение», — сказал он. Пока же, по словам вице-президента РЖД Михаила Акулова, к 1 июня 2011 года РЖД планирует синхронизировать расписание поездов «Аллегро» и «Сапсан».

На этом фоне с технической точки зрения организация высокоскоростного железнодорожного движения между Москвой и тремя поволжскими городами для РЖД особой проблемы вызвать не должна. Тем более что в Казани в 2013 году будет проводиться международная Универсиада и республиканские власти уже прорабатывали с РЖД идею пустить к этому времени в столицу Татарстана скоростные поезда. Иное дело экономика процесса. Закупка восьми «Сапсанов», доставляющих пассажиров из Питера в Москву на скорости до 250 км/ч за 3 часа 45 минут, обошлась РЖД в 276 млн евро. Согласно договору с производителем поездов — германским концерном Siemens, за техобслуживание этих поездов российская сторона будет платить еще по 11,8 млн евро в год в течение 30 лет. На закупку четырех «Аллегро» у французской компании Alstom российскими и финскими железнодорожниками на паритетной основе было потрачено 120 млн евро (стоимость техобслуживания неизвестна, но его будут производить в специальном депо, построенном в 2008 году в Хельсинки). Кроме того, 30 млрд рублей было вложено РЖД в модернизацию своего участка дороги, а финны за 200 млн евро построили скоростной участок пути Лахти—Вайниккала, где поезд и разгоняется до скорости 220 км/ч.

Владимир Якунин, правда, как-то обмолвился, что у высокоскоростных поездов «атомная рентабельность». Если судить по наполняемости «Сапсанов» — порядка 83%, и цене билетов, которые ненамного дешевле авиационных, то да. Отраслевые аналитики уже подсчитали, что годовая прибыль концерна от эксплуатации этих «железных птиц» может превышать 60 млн евро. Вопрос только в том, как считать.

В подготовку инфраструктуры перед запуском первых «Сапсанов» между Москвой и Санкт-Петербургом уже вложено 15,4 млрд рублей, в реконструкцию участка Москва—Нижний Новгород — около 9,49 млрд рублей. Но для того чтобы освободить дорогу «Сапсанам», РЖД все равно пришлось кардинально перекроить график движения поездов и электричек, что продолжает вызывать недовольство местных жителей. «Переезды закрываются уже за полчаса до прохода "Сапсана", причем в самые напряженные часы — с восьми до девяти утром и около шести часов вечером. Альтернативного переезда нет. Машин сто ждут, пока он проедет. Точно так же в противоположную сторону города не может проникнуть "скорая помощь", пожарные, милиция», — возмущаются в городе Костерево Владимирской области. РЖД реагирует — намерена до 2017 года построить между Москвой и Питером отдельную высокоскоростную магистраль. Ее стоимость — 1,2 трлн рублей. Если включить эту цифру в стоимость проекта под названием «Сапсан», то его рентабельность рухнет как карточный домик.

С «Аллегро» чуть получше. С его запуском РЖД и VR Group убрали из расписания два из трех поездов (российский «Репин» и финский «Сибелиус»), но оставили фирменный состав «Лев Толстой», который совершает ежедневные рейсы между Москвой и Хельсинки. Но для освобождения пути для скоростного поезда с привычных маршрутов будут убраны грузовые составы, которые следуют из финских портов в Россию. Для них сейчас строится обходная дорога стоимостью 70 млрд рублей. Таким образом, подготовка путей для «Аллегро» обошлась в 100 млрд рублей.

Во сколько обойдутся «Сапсан» или «Аллегро», летящие до Сочи (немецкие специалисты уже обследуют железнодорожные пути в этом направлении), Казани и Самары, никто сейчас сказать не берется. И уж тем более до Ульяновска, который официально в список городов, принимающих ЧМ-2018, не входит. Но «такое движение важно для нормальной организации доставки болельщиков и туристов в города, где буду проводиться групповые турниры ЧМ-2018, а затем этими дорогами будут пользоваться наши граждане и также туристы, приехавшие к нам в страну. То есть логика в создании таких перевозок есть, и они принесут пользу стране и окупят себя», — заявил «Эксперту Online» ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.

Логика в этом, безусловно, есть. Однако она сработает только тогда, когда и после футбольных баталий скоростные поезда, курсирующие между столицей и Поволжьем, будут пользоваться спросом. А это уже зависит больше не от РЖД, а от развития региональных экономик. В том же Ульяновске, например, сейчас создается первый в России федеральный ядерно-инновационный кластер, который должен дать шанс этому региону на «второе рождение».

«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама