Как догнать Америку

Москва, 15.12.2010
В США вклад малого бизнеса в ВВП – порядка 40%, в Европе – около 50%, в Японии приближается к 60%. В России эта доля составляет скромные 12%. Для сравнения: масштаб разворовывания бюджетных средств в нашей стране оценивается примерно в 3% ВВП.

О важнейшей роли малого предпринимательства в развитии экономики страны догадывается, судя по всему, даже российский президент. В последнее время Дмитрий Медведев не устает повторять о необходимости расширения мер поддержки малого бизнеса с тем, чтобы уже через 10 лет его доля в экономике страны достигла 40%.

Предприниматели не против. От государства они, если верить их собственным рейтингам «проблем развития бизнеса», ждут в первую очередь снижения налоговой нагрузки. Но уже на второе место представители малого бизнеса ставят проблему нехватки оборотных средств. И здесь уже одними высокими указами не обойтись.

Гарольд Дженин, один из великих бизнесменов прошлого столетия, управлявший в 1960-е годы корпорацией ITT с оборотом 9 млрд долларов, сказал: «Самая непростительная ошибка для руководства предприятия – оставить свое предприятие без денег, почти все другие ошибки можно в той или иной мере исправить. Но если вы остаетесь без денег, вы уже вне игры». Сказать, что это правило сверхактуально для малого бизнеса – ничего не сказать. Ведь при всех преимуществах малого предпринимательства (мобильность и гибкость управления, быстрая реакция на новые требования рынка, возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях), его постоянный спутник – ограниченность ресурсов (причем, всех видов).

Поэтому, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что в списке трех основных столпов малого бизнеса – эффективность, маневренность, динамичность – главенствующим критерием остается первый. Эффективность использования ресурсов для малого предпринимательства – жизненно важный вопрос. Характерная особенность малого предприятия – высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных пропорций. На малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников.

Кстати, о работниках. Малая фирма, как правило, не может себе позволить пригласить высококвалифицированных специалистов по финансово-экономической и другим направлениям деятельности. Поэтому владелец компании (предприниматель, а зачастую и президент, и директор в одном лице) должен быть эдаким «универсальным роботом» с опытом решения вопросов по всем аспектам жизнедеятельности фирмы. И кроме того, не только понимать условия, влияющие на финансовую устойчивость фирмы, но и оперативно реагировать в случае их изменений.

Ему нужно контролировать затраты, просчитывать рентабельность (продукции, активов, собственного и заемного капитала), держать на приемлемом уровне норму прибыли, следить за погашением дебиторской задолженности и скоростью оборачиваемости оборотных средств…

«Когда оплатят?», «Когда поставят?», «Когда и кто доставил?», «Сколько товара на складе?», «Сколько заработали?», «Сколько потратили?», «Сколько денег в кассе?», «Сколько мы должны?»… и, наконец, извечное – «Где деньги?». Без ответов на эти вопросы невозможно контролировать ни издержки, ни взаиморасчеты с контрагентами, ни обязательства и финансовые и товарные потоки. Поэтому руководитель малого предприятия непременно должен иметь их, причем желательно в режиме online. Если он, конечно, хочет выиграть в конкурентной борьбе и быть одним из тех счастливчиков, которые доживут до 2020 года и обеспечат 40% ВВП нашей страны.

«Для того чтобы оперативно управлять, мне ежедневно нужно знать, какими ресурсами мы располагаем, сколько у нас свободных денег, сколько должны нам клиенты, кому и сколько должны мы, выполняется ли графики поставок материалов и графики выполнения работ»,-- рассказывает замгендиректора питерской компании по промышленному строительству «Полимер Технологии» Игорь Жарюк.

Долгое время источником оперативной информации для предпринимателей служил табличный редактор – с его помощью и денежные потоки при желании отслеживать можно, и себестоимость продукции приблизительно прикинуть, и стоимость активов посчитать. Но проблема в том, что во-первых, внесение данных в таблицы – процесс достаточно трудоемкий и затратный по времени, что неизбежно приводит к потенциальным ошибкам, а во-вторых – отсутствует возможность автоматического учета множественных параметров для подсчета той же себестоимости.

Простой пример. Раньше, когда в «Полимер Технологии» вопрос учета движения денежных средств решался с помощью таблиц, в работе по сбору и консолидации данных ежедневно участвовали 2 бухгалтера и замгендиректора. В совокупности 2-3 часа их рабочего времени уходило просто на то, чтобы перенести информацию из бухгалтерской и складской программ - со всеми договорами, отгрузкой и т.п. – в табличный файл. После этого директор приступал к планированию, которое главным образом сводилось к многочасовому поиску ошибок, возникших при переносе данных. Спланировать платежи удавалось в лучшем случае на 2-3 недели. А ведь это – один из важнейших моментов в обеспечении жизнеспособности малого предприятия. «Для того, чтобы не попадать на штрафы и проценты, нужно постоянно отслеживать денежные потоки, планировать поступления от заказчиков, оплату поставщикам и т.д.», - поясняет Жарюк.

Летом «Полимер Технологии» попробовали перейти на «1С:Управление небольшой фирмой 8» (УНФ) – новую программу для управленческого учета в малом бизнесе.  Здесь вся информация из договоров сразу попадает в «Платежный календарь», где четко видны просроченные платежи, ближайшие поступления и списания, возможные кассовые разрывы. Жарюк уверен, что даже только из-за экономии времени основных сотрудников стоило внедрять данный продукт – три часа в день дорого стоят. Алексей Фрыгин, руководитель компании «Легкие Системы», осуществлявшей внедрение в «Полимер Технологии», говорит: «Мы давно слышали просьбы от руководителей небольших предприятий с просьбой дать хороший инструмент для оперативного и управленческого учета, но готовых и доступных решений не находили. Новая разработка показалась достойным претендентом на эту роль».

Другая перманентная головня боль малых предпринимателей – контроль за себестоимостью продукции. Компании «Кваиз», производящей электрооборудование, требовалось, как рассказывает Фрыгин, решить достаточно простую на первый взгляд задачу: начислять и учитывать в себестоимости сдельную заработную плату. ERP система для такого «малыша» - абсолютно неподъемный продукт – ни материально, ни кадрово. Табличный редактор  – трудоемко, а с ростом количества данных – еще и очень неудобно, к тому же возрастает вероятность ошибок. УНФ оказался золотой серединой.

В «Полимер Технологии» традиционно, как и в большинстве малых предприятий, себестоимость рассчитывали приблизительно, причем уже после завершения проекта, когда повлиять на ход событий невозможно. Процесс происходил следующим образом: экономист выгружал в Excel из складской программы стоимость материалов, бухгалтер – заработную плату рабочим. Затем руководитель производственно-технического отдела отражал в табличке дополнительные начисления. А поскольку для выполнения работ часто привлекались подрядчики, отдельный специалист вел еще учет выполненных ими работ, который частично дублировался в «1С:Бухгалтерии». После этого вся информация консолидировалась и только потом обрабатывалась заместителем гендиректора. Обработка этих данных могла занимать порой до 70% его рабочего времени.

Уже в первый месяц использования УНФ «Полимер Технологии» обнаружили на одном из крупных объектов значительный перерасход материалов. Работы выполнял не очень добросовестный подрядчик, но вовремя выявленная «дыра» позволила истребовать с него компенсацию почти в 50 000 рублей.

Кстати, возможность оперативно следить за себестоимостью позволила включить в мотивацию прорабов «Полимер Технологии» такой показатель, как перерасход материалов относительно сметы. Уже в первые 2 месяца работы необоснованный перерасход материалов исчез, тогда как раньше о нем могли никогда и не узнать.

Сейчас подходит к завершению внедрение УНФ в компании, занимающейся производством (обжаркой ) кофе и поставкой кофе-машин. По словам Фрыгина, уже через 2 недели после запуска директор впервые узнал реальную себестоимость собственной продукции. А процедура расчета и начисления зарплаты менеджеров по продажам, которая длилась раньше два рабочих дня генерального директора, теперь происходит автоматически, и ее проверка отнимает не более двух часов.

Изобрела ли «1С» волшебное средство повышения эффективности в российском малом бизнесе — говорить  пока рано. Например, специалист финансово-экономического отдела «Полимер Технологии» считает, что новому решению пока не хватает «всяких удобных мелочей», свойственных другим продуктам «1С». Но радует уже хотя бы тот факт, что отечественные ИТ-компании обратились к нуждам малого бизнеса, всерьез занявшись для них разработкой специализированных продуктов.

У партнеров



    Струйный принтер возвращается в офис

    Разбираемся, почему цветная бизнес-печать сегодня доступнее, чем когда-либо

    Электромеханическое проектирование с Solid Edge

    Создание сложных интеллектуальных изделий требует применения инструментов электромеханического проектирования. И в этом помогает Solid Edge.

    Запущен новый виток исследований достижений российских университетов

    Активное развитие передовых российских университетов демонстрирует их постоянно растущая видимость на международном уровне.

    Эксперты: акции ММК подорожали за 5 лет на 601% и будут расти дальше

    Акции Магнитогорского металлургического комбината за пять лет подорожали на 601%, подсчитали эксперты австралийской финансовой компании Simply Wall St. При этом ценные бумаги ММК по-прежнему остаются недооцененными

    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара пошел на резкий разворот
      Курс доллара пошел на резкий разворот
    2. Курс доллара: рубль резко отреагировал на новости из США
      Курс доллара: рубль резко отреагировал на новости из США
    3. Курс доллара: такого никто не ожидал
      Курс доллара: такого никто не ожидал
    Реклама