Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

От конкуренции к сотрудничеству

«Expert Online» 2010
Иллюстрация: Эксперт Online

Электронные средства массовой информации будут и дальше бурно развиваться, более того, интернет-СМИ и блоги помогут построить в России гражданское общество. Но вряд ли это грозит исчезновением в ближайшее время журналов и газет, которым новые СМИ уступают по качеству материалов и уровню аналитики. Каждое средство массовой информации будет занимать свою отдельную нишу.

Эти выводы сделали представители российских СМИ, ученые и преподаватели журналистики на прошедшей накануне конференции «Международная журналистика и интернет: вызов традициям или новое измерение?». В подготовке конференции участвовали совет при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, факультет журналистики МГУ, журнал министерства иностранных дел «Международная жизнь» и кафедра ЮНЕСКО Высшей школы экономики.

«Я не сторонник того, что газеты умирают, — заявил президент факультета журналистики МГУ и бывший декан факультета, занимавший этот пост более 40 лет, Ясен Засурский. — Газеты будут жить, но, может быть, немного в другом виде».

По мнению Засурского, развитие технологий создало для журналистов совершенно новую среду обитания — интернет. Эти изменения привели к тому, что структура и типы потребления массовой информации меняются — сейчас люди стремятся ее получать в более индивидуализированном виде. «Массовое общество сейчас фрагментировано, поэтому пресса массовая уступает место специализированной нишевой прессе», — добавил ученый. Это может стать для журналистов новым путем развития и совершенно новым каналом коммуникации. Более того, интернет оказывается крайне полезным для письменной журналистики — он становится главным инструментом, который заставляет людей читать.

В то же время профессор Засурский отметил, что часто процесс обработки и анализа информации отстает от скорости ее появления. Российские традиционные СМИ пока не справляются с оперативным освещением всей международной проблематики.

Секретарь Союза журналистов России, советник президента РФ и глава совета по содействию развитию институтов гражданского общества и права Михаил Федотов отметил, что традиционная печатная журналистика вряд ли погибнет из-за развития интернета. По его мнению, здесь главным является не типография или форма представления данных, а стандарты журналистики. Главным изменением, которое ждет печатные СМИ, будет процесс конвергенции различных средств массовой коммуникации, развитие которого мы видим уже сейчас.

Проблемой при этом становится монетизация электронных СМИ. Сотрудница факультета журналистики МГУ Анастасия Алексеева привела в пример эксперименты главы News Corporation Руперта Мердока в этой сфере. Так, после введения платного доступа к онлайн-материалам газеты The Times, так называемого pay wall, 99% читателей перестали обращаться к сайту издания. Правда, затем количество пользователей сайта начало медленно увеличиваться. Помимо этого Мердок также готовит специальную цифровую газету, разработанную для iPad, но пока ее успешность также вызывает сомнения.

Еще одной проблемой слияния различных каналов коммуникации становится видео, производство которого стоит достаточно дорого. Существует спрос аудитории на качественное и хорошее видео, но платить за этот контент пока большинство пользователей не согласно.

Финансовая составляющая является далеко не единственной проблемой современных электронных СМИ. Декан факультета международной журналистики Московского государственного университета международных отношений Ярослав Скворцов назвал две основные проблемы: исчезновение института собственных корреспондентов у многих мировых СМИ и дискриминацию некоторой информации. «Интернет создает впечатление легкости того, что мы можем найти все, что угодно, — пояснил он. — Если этого нет в интернете, то этого нет в принципе».

Главный редактор журнала «Международная жизнь», учрежденного министерством иностранных дел, Армен Оганесян заметил: «Интернет представляет собой вызов профессиональной журналистике из-за того, что он не подвержен цензуре». «Формирование нового мирового гражданского общества осуществится именно через интернет», — подчеркнул он.

Михаил Федотов добавил, что сейчас существует проблема определения границ между профессиональной и гражданской журналистикой в интернете, а также установление порога дозволенности в нем. Законодательство, по мнению Михаила Федотова, не может догнать по скорости развития технологии и решить эти проблемы.

Михаил Федотов напомнил, что пока блоггеров от журналистов отличают несколько требований, предъявляемых законом к последним. Например, журналист обязан проверять источники информации и ее достоверность, а блоггер это делать не обязан.

Существует четыре основных механизма регулирования рынка электронных СМИ, которые ведут к выработке неких правил игры: это правовое регулирование, конкуренция, программные средства и методы саморегулирования. Эти методы, дополняющие друг друга, по мнению Михаила Федотова, со временем приведут к выработке правил работы электронных СМИ и интернета.

Выводы в отношении печатной прессы, по мнению участников конференции, полностью применимы и к телевидению. «Меняется не само телевидение, меняется телезритель, который хочет большего выбора», — отметил Ясен Засурский.

Советник генерального директора ЮНЕСКО и вице-президент Евразийской академии телевидения и радо Генрих Юшкявичюс указывает, что телевидение теряет доверие во всем мире. За последние 12 лет индекс доверия к телевидению в США снизился на 20%. В России также медленно снижается популярность телевидения у населения. Согласно опросу, приведенному Юшкявичюсом, 19,6% респондентов считают, что по телевизору нечего смотреть, а 11% оттягивает интернет. 84% опрошенных раздражает реклама, а 59% недовольны излишней агрессией. Но это не означает смерти телевидения. «Интернет не погубит телевидение, но изменит его», — заметил Генрих Юшкявичюс.

Таким образом, по мнению участников конференции, коллапс, который долгое время предсказывали для печатных СМИ и телевидения, пока отменяется. Но в то же время как традиционные СМИ, так и интернет-сообщество ждут в ближайшее время изменения.

Интернет развился так стремительно, по мнению Генрих Юшкявичюса, потому что «долгое время правительства не понимали, что происходит, а когда поняли, было слишком поздно».

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама