Экономика

Москва, 19 апр, суббота

Пригородная реформа

«Expert Online» 12 янв 2011, 16:57
Фото: РИА Новости

В 2011 году начнут свою хозяйственную деятельность ОАО «Южно-Уральская пригородная пассажирская компания», ОАО «Центрально-Черноземная пригородная пассажирская компания», ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания», ОАО «Забайкальская пригородная пассажирская компания» и ОАО «Пассажирская компания Сахалин». Как говорится в сообщении компании, на сегодняшний день с учетом ООО «Аэроэкспресс» хозяйственную деятельность осуществляют 22 пригородные пассажирские компании.

Напомним, что согласно структурной реформе железнодорожного транспорта, пригородные пассажирские перевозки будут осуществляться исключительно пригородными пассажирскими компаниями. К концу 2011 года их общее количество достигнет 27, и они станут осуществлять пассажирские перевозки во всех 73 субъектах РФ, где существует пригородное железнодорожное сообщение. При этом пригородные пассажирские компании создаются как с участием субъектов РФ, так и без их участия, в случае если органы власти субъектов РФ не дают согласия на участие в уставном капитале пригородных пассажирских компаний.        

По мнению генерального директора ЗАО «ФинЭкспертиза Консалтинг» Дмитрия Шустерняка, вывод местного железнодорожного сообщения из РЖД — мера абсолютно оправданная и очень перспективная. «Рынки пригородных перевозок носят локальный характер. В каждом конкретном городе особенности пригородного сообщения свои. И для того чтобы в наилучшей степени удовлетворить потребности потребителя и соблюсти баланс между качеством услуги и доступностью цены, необходимо в каждом конкретном городе, в каждом конкретном регионе принимать свои уникальные решения, — говорит аналитик. — В масштабах крупных федеральных компаний это сделать трудно. В масштабах региональной компании, которая будет заниматься пригородным сообщением, это сделать можно. Примером может служить компания «АэроЭкспресс», которая в очень короткие сроки предложила пассажирам удобный и комфортный сервис».

К тому же на протяжении многих лет пригородные перевозки являются для РЖД убыточными и поддерживаются за счет доходов от других видов деятельности и субсидий и компенсаций из федерального и региональных бюджетов. «Но доля последних очень мала. Так, в 2008 году доходы от пригородных пассажирских перевозок по сети составили 34,3 млрд рублей, расходы — 69,7 млрд рублей, убыток — 35,4 млрд рублей, — отмечает Александра Лозовая, заместитель начальника аналитического отдела «Инвесткафе». — Компенсация выпадающих доходов из региональных бюджетов по итогам 2008 года составила "всего" 2,6 млрд рублей. Соответственно в 2008 году РЖД для покрытия убытков от пригородных перевозок направила 32 млрд рублей, или 28% прибыли от грузовых перевозок. В 2009 убыток от пригородных перевозок составил около 35 млрд рублей, в 2010 году ожидается 34 млрд рублей, в 2011 году, по прогнозу компании, он составит 40 млрд рублей».

Поэтому, по ее словам, выделение пригородных перевозок в отдельные компании крайне выгодно для РЖД. По сути, компания очистит свой баланс от убыточных видов деятельности. «С учетом планов компании по размещению собственных акций я расцениваю данное событие положительно для РДЖ, — говорит аналитик. — А вот для местных властей такое развитие событий светит ростом расходных частей бюджетов. Дело в том, что отдельные компании по пригородным перевозкам будут иметь большую свободу в выставлении тарифов на перевозку, а слишком быстрый рост тарифов будет вести к социальному недовольству среди населения. Чтобы сгладить эти процессы, региональные власти будут вынуждены идти на введение льгот и компенсаций». С тем, что РЖД за счет выделения убыточных пригородных перевозок в отдельные компании избавляются от неэффективных активов, согласен и ведущий эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский, по мнению которого, отказавшись от перекрестного субсидирования, РЖД повышает эффективность грузовых компаний. «Регионы, напротив, теперь будут вынуждены договариваться не с прибыльными РЖД, а с самостоятельными компаниями, которые являются убыточными. В результате регионы будут вынуждены либо соглашаться на увеличение тарифов, либо просить денег у Минфина на покрытие убытков пригородных пассажирских компаний. Скорее всего, будет делаться и то, и другое», — считает аналитик.

В результате, по его мнению, уже в ближайшее время тарифы на пригородные перевозки могут существенно увеличиться. «Впрочем, вряд ли увеличение будет существенным — в прошлом году попытка резко повысить тарифы едва не привела к социальным волнениям. Поэтому тарифы, скорее всего, будут повышаться постепенно, — отмечает Воскресенский. — Прекратив практику перекрестного субсидирования, РЖД фактически переложили содержание пригородных компаний на бюджет, поскольку сделать прибыльными пригородные перевозки вряд ли получится. Даже в более обеспеченной и законопослушной Европе этот вид перевозок не везде приносит прибыль. Однако в Европе и уровень жизни, и качество пригородных перевозок несравнимы с российскими. Поэтому покрывать убытки российских пригородных пассажирских компаний будет бюджет. Если эта статья расходов станет расти, не исключено, что государство потребует от РЖД вернуться к прежней форме перекрестного субсидирования и вновь консолидировать пригородные активы».

Александра Лозовая считает, что цены на проезд в электричках будут плавно расти, а контроль за безбилетниками ужесточаться. «Сейчас, по оценкам экспертов, доля безбилетников в пригородных поездах доходит до 50%. Чем меньше будет "зайцев", тем медленнее будут расти тарифы на проезд», — полагает она.

Другой точки зрения придерживается Дмитрий Шустерняк: «Я не думаю, что эта мера скажется на увеличении цены на билет. Стоимость проезда в пригородном транспорте будет являться объектом самого пристального внимания со стороны ФАС, местных органов власти — вакханалии свободных цен не начнется». Но с другой стороны, ожидает аналитик, будет сделан шаг в сторону увеличения комфорта пригородного пассажирского сообщения. «Комфорт и цена — это не взаимоисключающие понятия. Вопрос — каким образом? Первое, самое очевидное, решение — более активное использование инструмента классности, — полагает он. — На сегодняшний день люди со средним и средне-высоким доходом в электричку не сядут, потому что там слишком много людей, не всегда достаточно чисто, не всегда безопасно. С другой стороны, немного ослабить транспортную проблему можно, если мы все-таки пересадим в поезда хотя бы часть людей, которые сейчас пользуются личным автотранспортом. Это можно сделать, введя вагоны первого класса, вагоны повышенной комфортности. Билеты будут стоить несомненно дороже, но они, тем не менее, будут по карману тем людям, которые хотят добраться до места строго по расписанию, с удобствами и без риска для костюма, здоровья и хорошего настроения».

В тоже время, говорит Шустерняк, остальные пассажиры по-прежнему станут пользоваться социально низкими тарифами. «Эта схема работает во всех странах Европы и мира, должна она работать и у нас. Это позволит и транспортную проблему уменьшить, и комфорт увеличить, и сохранит возможность для малообеспеченных слоев населения пользоваться пригородным железнодорожным транспортом. Эта ситуация, когда в конечном итоге в выигрыше остаются все, — отмечает аналитик. — То же самое может касаться оптимизации расписания, направлений, решений по выбору подвижного состава и т. д., и т. п. Поэтому от создания пригородных пассажирских компаний я жду увеличения комфорта и качества обслуживания при сохранении доступности этого вида транспорта для наименее обеспеченных слоев населения».



ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ

ФОТО ИТАР-ТАСС

Газовый конфликт с Украиной

Европа сделала шаг к решению газовых проблем Украины

Долгожданный ответ главы Еврокомиссии на обращение президента России Владимира Путина к главам стран Евросоюза выглядит ультимативным. Однако, в нем есть ключевой месседж – готовность садиться за стол переговоров по газовой проблеме Украины. Именно к этому и призывал Владимир Путин глав 18 европейских стран. Тем не менее, без торга по цене газа для Украины вряд ли обойдется

Бюджетная политика

Экономить или инвестировать

Чиновники спорят о том, как вывести экономику страны из рецессии. Минфин, как всегда, предлагает экономить бюджет, Минэкономразвития - инвестировать резервы суверенных фондов в России. Без инвестиций экономический рост невозможен – соглашаются эксперты

Конкуренция и монополии

Малый бизнес поиграет в монополию

Минэкономразвития обсуждает с федеральными министерствами и ведомствами свой вариант поправок в закон «О защите конкуренции», полагая, что малому бизнесу можно позволить монопольное повышение цен для накопления капитала и перехода в категорию среднего бизнеса. С этим категорически не согласна Федеральная антимонопольная служба, увесистый проект поправок которой в тот же закон «потерялся» в правительстве


РИА Новости


СМИ2


Фото: Layer/East News

Фото: Статуя Будды в Лэшане

Крупнейшее изваяние в мире


Прайм


Реклама

ИноСМИ


Самое читаемое

  1. В огне брода нет
    На подавление юго-востока брошена украинская армия
  2. Протест охватывает все новые города юго-востока Украины
    В воскресенье Киев пошел на силовую операцию против протестующих Славянска, есть убитые. Но это не остановило сторонников федерализации Украины из других регионов
  3. До машины наконец дошло
    9 апреля компания ABBYY представила первые решения на основе революционной технологии Compreno, разработка которой заняла невероятный для ИТ срок — 19 лет. Однако благодаря ей могут произойти серьезные изменения не только в сфере работы с информацией, но и в нашей повседневной жизни
  4. Бой под Краматорском
    Украинская армия взяла штурмом аэродром под Краматорском, есть убитые
  5. Что скрывает Кличко в своей загородной резиденции
    Имение братьев-боксеров на Киевском море - 16 гектаров территории и пентхауз площадью 225 кв.м

Самое обсуждаемое

  1. Первые аплодисменты прозвучали
  2. В библиотеке не хватает мест
  3. Росрыболовство предлагает построить в Севастополе и Керчи рыбные терминалы
    Росрыболовство предлагает построить в Севастополе и Керчи рыбные терминалы
  4. Слово "как бы" раздражает
  5. Инвестиции в Россию с начала года упали на 4,3%
    Инвестиции в Россию с начала года упали на 4,3%


Infox


Рамблер

Загружается, подождите...