ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Культура

Мир к северу от Альп

«Expert Online» 2011
Фото: ИТАР-ТАСС

В Музее изобразительных искусств им. Пушкина открылась выставка «Искусство Северной готики и Ренессанса. Живопись, скульптура, художественная мебель» из собрания Михаила Перченко — известного коллекционера, владельца галереи «Старые мастера». Выставка, на которой представлены 33 картины североевропейских мастеров в окружении позднеготической раскрашенной деревянной скульптуры и резных сундуков, — зрелище для России крайне необычное.

Отечественные музеи не слишком богаты произведениями тех времен. Настолько не слишком, что залы Северного Возрождения музея «Метрополитен» или, скажем, Лондонской национальной галереи неизбежно повергают нашего человека сначала в оторопь, а затем в отчаяние. Во-первых, потому, что у нас нет навыка видеть Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Дюрера с Гольбейном в таких количествах. Во-вторых, потому, что «все, все у них». У нас когда-то в Эрмитаже тоже были бриллианты — «Благовещение» и знаменитые боковые створки «Татищевского складня» с «Распятием» и «Страшным судом» — оба Яна ван Эйка (или Яна и Губерта ван Эйков). Но их в начале 1930-х (вместе с двумя Рафаэлями и многими другими прекрасными вещами) советское правительство потихоньку продало на Pапад.

В коллекции Михаила Перченко нет ни ван Эйка, ни Дюрера. Большинство мастеров либо вообще безымянны, либо мало известны широкой публике. Нет Лукаса Кранаха-старшего, но есть Лукас Кранах-младший, унаследовавший за отцом его мастерскую при дворе курфюрста Саксонии. Нет Иохима Патинира — художника, которого Дюрер в своем дневнике назвал «хорошим пейзажистом», но есть мастер круга Иоахима Патинира. Нет Гуго ван дер Гуса, но есть ранняя копия его «Оплакивания Христа». Нет Питера Брейгеля-старшего, но есть круг Питера Брейгеля Младшего. Собрание это интересно не абсолютными шедеврами, а как срез разнообразного и самодостаточного художественного мира, отделенного Альпами от ренессансной Италии, где XV–XVI века прошли под знаком возрождения античного наследия и открытия законов центральной перспективы. Раздававшиеся во Флоренции и Риме страстные призывы превзойти мастеров классической древности в деле подражания природе не был слышен к северу от Альп. В германских и австрийских землях, в Нидерландах и Чехии готические храмы наполняла раскрашенная скульптура затейливой резьбы, алтарные образы представляли святых и сцены из Священного писания, игнорируя математические законы построения пространства и каноны классической красоты зачастую вместе с анатомией. Даже там, где появляются античные сюжеты (Венера с амуром) или повод изобразить римского воина (как, скажем, в сцене бичевания Христа), североевропейский мастер не слишком удаляется от того, что делали его непосредственные предшественники, или от вкусов заказчика, воспитанного на образцах изобразительной культуры куртуазных рыцарских времен.

Что же касается скульптуры, то резные алтари и статуи, до конца XVI века сохраняющие грациозный готический S-образный изгиб, еще раз подтверждают: главенство Италии в художественных вкусах Европы эпохи Ренессанса, заставляющее видеть в искусстве этой страны художественный стержень эпохи, — миф, который родился тогда же в самой Италии. Изрядная часть Европы прекрасно обходилась без попыток подражать Леонардо и Рафаэлю, прозревая прекрасное не сквозь призму античного наследия, а совершенно по-иному. Этот способ зрения один великий исследователь охарактеризовал как умение смотреть одновременно «в микроскоп и телескоп», то есть совмещать в одном изображении мельчайшие детали и необъятные, вселенские пространства. Результаты работы этой оптики и представлены сегодня в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама