Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

«Кузнецов» встрепенулся

«Expert Online» 2011
Иллюстрация: Эксперт Online

Самарское предприятие авиационного двигателестроения «Кузнецов» планирует к 2014 году возобновить выпуск двигателей НК-32 для самолетов стратегической авиации. Судя по заявлениям российских военных, в ближайшие 15 лет «Кузнецову» предстоит изготовить несколько десятков двигателей для российских дальних бомбардировщиков.

НК-32 - двухконтурный турбореактивный трехвальный двигатель с общей форсажной камерой. Он используется на стратегических бомбардировщиках-ракетоносцах Ту-160, а также установлен на сверхзвуковой «летающей лаборатории» Ту-144ЛЛ. Двигатель был разработан в 70-е годы прошлого века в прославленном в советское время самарском научно-техническом комплексе (СНТК) им.Кузнецова. С 1983 года он начал серийно производиться здесь же, в Самаре, на заводе им. Фрунзе (впоследствии — «Моторостроитель»). А годом позже из ворот цехов Казанского авиационного завода (ныне Казанское авиационное производственное объединение им.Горбунова — КАПО), попыхивая самарскими двигателями, выкатился первый серийный стратегический бомбардировщик Ту-160, который по сию пору считается самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолетом и самолетом с изменяемой геометрией крыла, самым мощным и самым тяжелым боевым самолетом в мире, который обладает крупнейшей среди бомбардировщиков максимальной взлётной массой и боевой нагрузкой. Словом, «Белый лебедь» (в странах НАТО, правда, за мощь и неуязвимость его называют Black Jack (Черный Джек).

Однако, в 1992 году производство Ту-160 в России было прекращено, хотя в последующие 16 лет КАПО удалось достроить и передать военным еще 4 машины. Последняя из них, получившая имя «Виталий Копылов» (в честь бывшего директора казанского авиазавода) была передана ВВС 29 апреля 2008 года. Предприятия же самарского двигателестроительного куста, лишенные госзаказа не только на НК-32, но и другую оборонную продукцию, ведомые «красными директорами» и бывшими летчиками-испытателями, впали в предбанкротное состояние. В 2008 году они были консолидированы ОПК «Оборонпром» и вошли в государственную «Объединенную двигателестроительную корпорацию» (ОДК).

Год назад СНТК им.Кузнецова и «Моторостроитель» были реструктурированы и слиты в одну компанию, которая и получила название «Кузнецов». После этого, видимо, и началась подготовка к возобновлению серийного производства НК-32. Сейчас на самарский моторостроительный завод уже поставлена часть нового производственного оборудования и продолжается приобретение дополнительного количества станков. Только в этом году на модернизацию заводской инфраструктуры «Кузнецов» намерен потратить 1,7 млрд руб собственных и заемных средств. Перерабатывается и технология изготовления двигателя для Ту-160 — в новом варианте предусматривается использование цифровых технологий CAD и CALM, хотя кардинальной модернизации самого двигателя не планируется. В то же время совместно со специалистами Самарского государственного аэрокосмического университета, «Кузнецов» начал разрабатывать унифицированный базовый газогенератор для всей линейки «кузнецовских» двигателей, которые планируется использовать в ближайшее десятилетие в крупных проектах. Это, в первую очередь, двигатель НК-65 для «воздушного грузовика» Ан-124-100 «Руслан», производство которого на ульяновском «Авиастаре-СП» планируется возобновить через пять лет, НК-361, который проходит испытания в РЖД на первом отечественном газотурбовозе (локомотив, работающий на сжиженном природном газе), и газотурбинные установки для «Газпрома».

На разработку базового газогенератора требуется порядка 432 млн руб. В течение трех лет из федерального бюджета будет выделено 216 млн руб. Вторую половину средств должно будет вложить само предприятие. В прошлом году на унифицированный базовый газогенератор из казны государства уже было выделено 47 млн руб. Его демонстрационная модель должна быть создана до конца нынешнего года, а в будущем году планируется начать его стендовые испытания.

В то же время есть проблема, которая может существенно усложнить процесс восстановления серийного производства НК-32. «Для того, чтобы этот проект стартовал нам нужно не только восстановить утраченные технологии у себя на производстве, но и содействовать в этом предприятиям-смежникам, которые будут поставлять комплектующие для изделия — в технологическом цикле создания этого двигателя в советское время было задействовано более полутора десятка предприятий, в том числе в Харькове и Баку. Поэтому начинать серийное изготовление двигателей решено не путем тотального восстановления производства исключительно на площадке «Кузнецова», а с использованием лучших возможностей предприятий ОДК и других заводов отрасли, в числе тех, с кем ведутся переговоры — «МПО им. Румянцева», «ГМЗ «Агат», «ММЗ «Знамя»,«Аэроэлектромаш», «Темп», «Корпорация «ВСМПО-Ависма», «Завод Элекон» и другие. Есть компании, которые за счет экспортных заказов, сумели модернизировать свое производство, привести его к более-менее современному технологическому уровню. И этим необходимо воспользоваться в рамках реализации проекта» — заявила «Эксперту Оnline» руководитель управления по связям с общественностью «Кузнецова» Анастасия Денисова. Однако, представители ВВС России недавно вновь подтвердили, что намерены к 2025-2030 году довести группировку Ту-160 до 30 ракетоносцев (сейчас, по непроверенным данным, она насчитывает 16-18 машин). На каждом бомбардировщике стоят по четыре НК-32. Поэтому ОДК, «Кузнецову» и его смежникам придется не только встрепенуться, но и напрячься.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Накопи мили на Бали

    Альфа-Банк представил новую программу для путешественников AlfaTravel

    Новая жизнь постолимпийских территорий: город будущего в Имеретинке

    Градостроительный проект «Имеретинка 2.0» в Сочи изменит наше представление о современном жилье

    Рассрочка завоевывает рынок

    На рынке карт рассрочки появляется все больше игроков, включая такого тяжеловеса, как Альфа-Банк. Усиливающаяся конкуренция делает условия по картам рассрочек все более выгодными

    Рынок пенсионных фондов идёт по пути укрупнения

    В пенсионном секторе крупные частные игроки, объединившись, смогут повысить основные бизнес-показатели и построить более устойчивую модель


    Реклама