Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Прокатная смена

«Expert Online» 2011
Фото: РИА Новости

АвтоВАЗ договорился с Новолипецким металлургическим комбинатом (НЛМК) и Магнитогорским металлургическим комбинатом (ММК) о поставках проката для собственных нужд.

«ММК и НЛМК будут закрывать 95% потребности АвтоВАЗа в металле», – говорится в пресс-релизе крупнейшего российского автопроизводителя.

Годичное соглашение с НЛМК подразумевает поставки холоднокатаного и оцинкованного проката в размере 15 тыс. тонн ежемесячно и начинает действовать с апреля. Как отмечается в сообщении НЛМК, всего в этом году комбинат поставит АвтоВАЗу 180 тыс. тонн холоднокатаного проката, в том числе 36 тыс. тонн оцинкованного.

«Номенклатура марок определена исходя из спроса на максимальное снижение веса, увеличение прочности, надежности готовых изделий и повышение технологичности их переработки у потребителя. НЛМК будет поставлять металл с повышенными требованиями к механическим свойствам для изготовления лицевых кузовных деталей», – говорится в пресс-релизе Новолипецкого комбината.

Ценовые параметры сделки стороны не раскрывают. В сообщении лишь говорится, что они «договорились о базовой стоимости поставок и формуле цены, которые устраивают АвтоВАЗ и НЛМК». Компании выработали схему ценообразования с использованием рыночных индексов на металл. В дальнейшем цена будет рассчитываться по формуле с учетом динамики стоимости стали на мировом рынке. В свою очередь, ММК будет поставлять на АвтоВАЗ до 30 тыс. тонн металла в месяц, в зависимости от объема производственной программы автопроизводителя.

Напомним, что АвтоВАЗ не смог договориться с «Северсталью» о ценах на автолист и в феврале объявил о намерении в разы сократить закупку продукции у этой металлургической компании. Глава автогиганта Игорь Комаров сообщал, что «Северсталь» планирует в 2011 году поставлять АвтоВАЗу только 25% металлопроката от общего объема закупок и автопроизводитель вынужден согласиться с предложенным металлургической компанией повышением цен по этим позициям на 12%.

Максим Лобада, аналитик «Инвесткафе», считает, что сделка АвтоВАЗа и НЛМК выгодна для обеих компаний. «Пока неизвестны детали по условиям и ценам, но, скорее всего, они лучше, чем если бы АвтоВАЗ согласился с позицией „Северстали”. Непоставка проката могла обернуться для АвтоВАЗа остановкой производства, поэтому столь быстрая переориентация на нового поставщика была вынужденной», – говорит аналитик. По его словам, сделка не должна оказать сильное влияние на позиции «Северстали», так как компания сможет найти других интересантов на свою продукцию относительно легко. «С политической точки зрения минус в том, что ведущие производители не смогли договориться, но тут, на мой взгляд, большая вина АвтоВАЗа, – отмечает Лобада. – Учитывая пристальный интерес правительства к российскому автопрому, это может осложнить сотрудничество компаний в среднесрочной перспективе».

По мнению Константина Гречухина, начальника отдела методологии оценочной деятельности АКГ «МЭФ-Аудит», хотя стоимость договоренностей стороны не раскрывают, логично было бы предположить, что они близки к среднерыночным (повыше прошлогодних), но точно ниже цен, на которых настаивала «Северсталь». «На 2010 год АвтоВАЗу удалось договориться на повышении цены на 22,4% вместо 31%, заявленных „Северсталью”, – напоминает аналитик. – Возможно, контракт с НЛМК был основан на прошлогоднем сценарии».

«По сути, АвтоВАЗ является в настоящий момент дотируемым. Ведь повышение цен на прокат для него означает одновременное повышение цен на автомобили, или сокращение производства, чего сейчас, на этапе роста, быть не должно, – говорит Гречухин. – Поэтому решение об отказе от поставок „Северстали” в условиях ограниченности числа больших игроков на рынке металлопроката в данной ситуации может показаться проигрышным в политическом отношении».

«Это не спортивное состязание, в котором должен быть проигравший. Это взаимовыгодная сделка, интересная каждой стороне. И уж тем более не стоит говорить, что для АвтоВАЗа это была вынужденная сделка. Никто к ней не принуждал тольяттинский автогигант под дулом пистолета. Наоборот, учитывая лидерство АвтоВАЗа в продажах, наверняка металлурги стремились предложить ему наилучшие условия поставок, ведь он является крупным клиентом со стабильными объемами закупок», – говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам менеджмент».

По его мнению, формула цены наверняка достаточно сложна, она учитывает и объемы закупок, и виды закупаемой продукции. «Вряд ли стоимость продукции зафиксирована на все время действия контракта. Учитывает она и возможность увеличения объемов закупок на протяжении года, и возможность пролонгации договора», – полагает аналитик.

«В сложившейся ситуации „Северсталь” может избрать один из нескольких способов действий: найти нового покупателя на эти объемы, в том числе за рубежом. Сократить выпуск продукции для автопрома, заменив ее другой продукцией. Какой из них будет выбран – покажет время, – говорит Дмитрий Баранов. – С уверенностью же можно говорить о том, что отказ АвтоВАЗа от закупок продукции „Северстали” не окажет существенного негативного влияния на саму компанию, ее ценные бумаги и производственную деятельность. В худшем случае это влияние будет непродолжительным, не более двух-трех недель. Это объясняется тем, что экономика сейчас на подъеме и спрос на металлопродукцию растет, и все, что произведет „Северсталь”, будет продано».

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама