Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!
Экономика

Китайский образ жизни вместо американского

«Expert Online» 2011
Фото: AP

Выступая на 4-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 11-го созыва, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао подчеркнул, что в 12-ю пятилетку акцент будет сделан на улучшении жизни народа. Рост доходов китайцев составит 7% в год. Целью экономического развития, по словам премьера, будет «удовлетворение растущих материальных и культурных запросов людей и постоянное улучшение их жизни». КПК решила попридержать развитие экономики до 7%, а вот рост среднего класса Китая будет продолжаться такими же стремительными темпами, что и последние годы.

Летите голуби, летите

На январском аукционе голубей в Брюсселе установлен новый рекорд – за 218 птиц были выручены 1,37 млн евро.

«Бизнес процветает, – утверждает Йи Минна, сотрудник РiPa, крупнейшей в Бельгии компании по разведению голубей, – в немалой степени благодаря китайским покупателям. Конечно, много покупателей приезжают из Японии и Соединенных Штатов, но никакой другой рынок не сравнится с китайским. У них растет средний класс с большим аппетитом к товарам роскоши».

Голуби, уверены специалисты, являются хорошей долговременной инвестицией, потому что они способны приносить приплод, который тоже стоит больших денег. Именно этим, а не участием в гонках будут заниматься в Китае все купленные на аукционе голуби.

Гонками голубей в Поднебесной увлекаются 300 тыс. человек. Для сравнения, в Бельгии, лидере в разведении спортивных голубей, их не больше 30 тыс. Конечно, выложить несколько тысяч, а то и десятков тысяч долларов за голубя может себе позволить лишь состоятельный человек, не сезонный рабочий и не фермер, а представитель среднего класса.

За китайским средним классом не угнаться

Китайский средний класс – наиболее динамично развивающаяся группа населения на Земле. К 2025 году его численность, по прогнозам специалистов, достигнет 800 млн человек, то есть вдвое превысит нынешний уровень. Такие темпы и численность вызывают еще большее уважение, если учесть, что в 70-е годы прошлого столетия среднего класса в Поднебесной не существовало, а в 2002 году, согласно результатам исследования MasterCard, его численность составляла 64 млн человек.

КПК молча приняла рождение и стремительный рост среднего класса, больше всех выигравшего от экономического бума, как позитивный аспект модернизации. В больших китайских городах сейчас нередко можно увидеть длинные очереди. Очереди – явление для Поднебесной не такое уж и редкое, но эти отличаются от прежних тем, что в них стоят хорошо одетые люди и что выстраиваются они не перед продмагами или магазинами дефицитных промышленных товаров, а перед бутиками и китайскими филиалами крупнейших мировых компаний, торгующих товарами роскоши. Представители и представительницы среднего класса стоят в «новокитайских» очередях за дорогими сумочками, винами, духами, модной одеждой, то есть тем, без чего обычный человек легко проживет и что принято называть предметами роскоши.

Прошли времена, когда рынок товаров роскоши ориентировался на китайских долларовых миллионеров, которых сейчас в Поднебесной, кстати, около 900 тыс. человек. Сейчас он переориентирован на бурно растущий средний класс.

Взгляды производителей товаров роскоши прикованы к Китаю, локомотиву, который успешно вытягивает из рецессии этот сегмент экономики. В 2011 году состоятельные китайцы купят дорогих товаров на 30% больше, чем в прошлом. Растут продажи товаров роскоши и в Старом Свете. В 2010 году они выросли на 6% по сравнению с предыдущим годом, но немалая доля роста приходится на состоятельных туристов из богатых развивающихся стран, в первую очередь все тех же китайцев и индийцев.

Нигде уверенность китайцев в собственных силах не бросается так в глаза, как в спросе на товары роскоши. В 2009 году КНР обошла Соединенные Штаты и стала вторым рынком товаров роскоши, а к 2015 году, считают специалисты, обойдет и нынешнего лидера – Японию. Причем прогнозы эти делались до разрушительного землетрясения.

Считается, что китайский рынок товаров роскоши через пять лет вырастет до 18-20 млрд долларов, а через десять лет, по прогнозам брокерской компании CLSA Asia-Pacific Markets, на него будет приходиться 44% мировых продаж товаров этой категории.

В лондонских и парижских магазинах все чаще можно услышать китайскую речь.

После того как Пекин ввел 20-процентный налог на покупку предметов роскоши, состоятельные китайцы, которые и до этого любили съездить за границу, бросились опустошать лондонские, парижские и миланские бутики. На Бонд-стрит, главной лондонской улице дорогих магазинов, китайскую речь в наши дни можно услышать значительно чаще арабской и русской, а в магазины берут продавцов со знанием китайского языка так же, как несколько лет назад – русского. Китайцы сейчас, утверждают специалисты FDKG, оставляют в лондонских, да и не только в лондонских, бутиках больше толстосумов из России.

Наибольшей популярностью у китайского среднего класса пользуются изделия таких известных брендов, как Louis Vuitton, Rolex, Burberry и т. д. Китайцы часто покупают их для подарков родственникам, партнерам, друзьям и, конечно же, любовницам. Считается, что три четверти покупаемых состоятельными китайцами дорогих часов – подарки, помогающие создавать, поддерживать и развивать guanxi – связи, без которых в Китае никуда.

Представители среднего класса Поднебесной быстро входят во вкус красивой жизни и в огромных количествах скупают дорогие вина, деликатесы, машины, одежду и аксессуары. Никто не удивится, если через десять лет вместо привычного выражения «американский образ жизни» в ходу будет «китайский образ жизни». Напротив, будет удивительно, если это не произойдет.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки

    Рынок новостроек станет чище, а дольщики заплатят за свои гарантии

    Девелоперы предлагают поторопиться с покупкой квартир, поскольку ввиду новых правил долевого строительства новостройки могут подорожать уже к началу будущего года


    Реклама