Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Не только углеводороды

«Expert Online» 2011
Иллюстрация: Эксперт Online

МТС и Сбербанк - два бренда от России в новом списке топ-100, который ежегодно представляет международное исследовательское агентство Millward Brown. В прошлом году в сотню попал «Билайн» (92-е место), но удержаться в ней не сумел. Его место занял Сбербанк. А бренд МТС, стоимость которого возросла, по подсчетам Millward Brown, на 12%, сохранил место в восьмом десятке (72-е место в 2010 году, 80-е - в 2011-м).

По сравнению с прошлым годом в рейтинге появилось 11 брендов-новичков, главным образом представляющих финансовый сектор и телеком. Сбербанк один из них. Стоимость его бренда оценена в 8,5 млрд долларов. По мнению авторов исследования, место в первой сотне Сбербанк заслужил успешным позиционированием в качестве дружественного к клиенту банка, а также развитием бизнеса и ростом финансовых показателей.

Оба этих аспекта – отношение к бренду со стороны потребителей и финансовые бизнес-показатели – учитываются Millward Brown при составлении рейтинга. Стоимость бренда в долларах отражает его способность генерировать прибыль. Чтобы вывести показатель для каждой марки, агентство оценивает, какая доля прибыли компании получена за счет бренда. А для этого анализируются бизнес-показатели и данные опроса потребителей.

Другой представитель России, МТС, характеризуется в отчете о топ-100 как «крупнейшая телекоммуникационная компания Восточной Европы с высоким потенциалом к росту, расширяющая бизнес с помощью экспансии в область мобильных платежей и через продажи собственных брендированных аппаратов, а также благодаря выходу на рынок Индии». Всего в рейтинге 11 компаний из телекома, и МТС здесь в почетной компании AT&T, Vodafone, Deutsche Telekom, Orange. Стоимость бренда – 10,9 млрд долларов.

Отметим, что не удалось попасть в топ-100 «Газпрому» – его бренд оценен в 6,8 млрд долларов (+24% по сравнению с прошлым годом). Бренд другой российской добывающей компании – «ЛУКойла» – стоит 5,8 млрд долларов. Любопытно, что британская BP после своих прошлогодних (и еще не закончившихся) злоключений в Мексиканском заливе потеряла 27% от стоимости бренда. Однако все равно с оценкой в 12,5 млрд долларов сохранила в рейтинге-2011 64-е место.

В качестве одной из главных тенденций авторы рейтинга отмечают быстрый рост брендов из развивающихся стран, в частности из стран BRIC. В этом году BRIC представляют 19 брендов, тогда как в 2006 году их было только два, а в 2010 году – 13. Расширяющееся присутствие брендов из стран BRIC, по мнению аналитиков Millward Brown, отражает растущую покупательную способность населения в этих странах.

Впрочем, использование авторами аббревиатуры BRIC можно рассматривать как комплимент или аванс для России, Индии и Бразилии – пока вернее говорить об экспансии китайских брендов. Из 19 упомянутых марок 12 – китайские. Они представляют телеком, финансовые услуги, интернет-сервисы, нефтедобычу. Лучше всего, возможно, глобальный потенциал китайских марок отражает присутствие в топ-100 поисковой машины Baidu, китайской Google и социальной сети Tencent/QQ, объединяющей в КНР 600 млн пользователей – больше, чем у Facebook во всем мире.

Индия представлена только одним брендом – банком ICICI, Бразилия – банками Itau и Bradesco плюс нефтяной компанией Petrobras.

Еще одной, помимо расширяющегося присутствия брендов из развивающихся стран, важнейшей тенденцией является доминирование сектора высоких технологий: на высокотехнологичные бренды приходится треть всего списка 100 ведущих мировых брендов. Только в этом году в рейтинге топ-100 появился Facebook и сразу занял 35-ю позицию с самыми высокими темпами увеличения стоимости бренда (+246%) – его стоимость составляет 19,1 млрд долларов. Интернет-магазин Amazon обошел традиционного ритейлера Wal-Mart и стал самым дорогим в секторе ритейлеров (14-я позиция в общем рейтинге), показав рост на 37% до уровня 37,6 млрд долларов.

В пятерке самых дорогих брендов четыре представляют хайтек: Apple, которая в этом году заняла первое место, оттеснив на второе лидера прошлых четырех рейтингов Google, на третьем месте IBM, на пятом – Microsoft. И лишь вездесущий McDonald’s затесался среди мировых технологических лидеров (№4).

Отметим лидеров в отдельных секторах. Среди пивных брендов это Budweiser, Bud Light и Heineken. Лидеры в фастфуде: McDonald's (с колоссальным отрывом), Subway, Starbucks. Среди автомобильных марок – Toyota, BMW и Mercedes.

Toyota, кстати, авторами исследования рассматривается как пример того, что сильные бренды способны справиться даже с фундаментальными проблемами, связанными с качеством продукции и репутацией. Как говорит Крис Хантер, отвечающий в рекламном агентстве RKCR/Y&R за глобальный аккаунт Land Rover: «Toyota – это хрестоматийный пример устойчивости бренда. Если вы годами инвестируете в бренд, это гарантирует, что вы будете способны противостоять большинству неприятностей, которые могут случиться с вами на рынке». С 2009 года компания отозвала по тем или иным причинам более 14 млн авто, а наличие проблем с качеством менеджмент компании признавал уже в 2008 году.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама