Болонское стремление

Москва, 18.08.2011
Введение стандартов Болонского процесса (БП) в системе высшего образования встречает сопротивление научного-педагогического сообщества России. Цели реформы грандиозны – интеграция в европейское образовательное пространство и повышение качества высшего образования до западноевропейского уровня. Эксперты отмечают, что введение новых стандартов будет большим шагом вперед для конкурентоспособности всей национальной экономики.

Фото: РИА Новости

Но те же эксперты не верят, что в самом деле удастся реализовать такие всеобъемлющие изменения консервативной по своей природе и неповоротливой вузовской системы. Также их внедрение может повлечь за собой довольно чувствительный антисоциальный побочный эффект – переход к платному высшему образованию. По проекту реформы начальная ступень обучения, бакалавриат, останется бесплатным. А вторая ступень – магистратура – будет работать на возмездной основе. Таким образом, побочным эффектом реформы может стать снижение объема знаний и компетенций, получаемых большинством студентов страны, и, как следствие, сокращение в будущем общего интеллектуального потенциала российского общества.

Свое название «Болонский процесс» получил от итальянского города Болонья, в котором в 1999 году 29 министров европейских стран приняли решение сблизить существующие в Европе системы образования. В 2003 году, стремясь к евроинтеграции в экономической и культурной сферах, конвенцию подписала Россия. По планам Минобрнауки, к 2014 году наша страна завершит все процедуры и станет полноправным членом европейской образовательной семьи. Вот уже восемь лет идут ожесточенные споры о преимуществах и недостатках Болонской системы. Сторонники реформы заявляют о том, что сбылась давняя мечта российской молодежи о возможности признания отечественных дипломов в странах Евросоюза. Кроме того, отмечается повышение гибкости всего образовательного процесса. Ведь Болонская система дает возможность стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру закончить по другой. Таким образом, студентам предоставляется шанс комбинировать знания из различных областей и готовить себя к профессиональной деятельности на стыке существующих специальностей.

Преимуществом также можно назвать и систему оценки объема знаний не по количеству академических часов, проведенных студентом в аудитории, а по так называемым кредитам – реальным единицам компетенций, освоенных в процессе обучения. Причем состав этих компетенций будет формироваться с участием предприятий-работодателей, которые наполнят их реальным, необходимым в конкретный период времени содержанием. Таким образом, выпускник вуза будет более подготовлен к работе по своей специальности и востребован на рынке труда, а компаниям не нужно будет тратить дополнительные ресурсы на доучивание нового сотрудника. В целом, если удастся довести реформу до логического завершения и реализация положений БП не будет «спущена на тормозах», введение Болонской системы сработает на повышение конкурентоспособности российской экономики. Кроме того, это повысит мобильность трудовых ресурсов – как в суверенном, так и в континентальном масштабе. В Европе и России образовательные стандарты будут одинаковы, что позволит спокойно перемещаться из страны в страну. Начав обучение в России, они смогут поступать в магистратуру, например, в Англии, Франции или Италии.

Впрочем, оппонентов у Болонской системы тоже хватает. В том же МГУ не спешат распространять европейскую систему, внедренную на экономическом факультете, на остальные специальности. Против введения Болонской системы в чистом виде не раз высказывался и ректор МГУ Виктор Садовничий. По его мнению, приняв западный стиль образования, Россия начнет «готовить лаборантов для Запада». «Мы готовы принять лишь некоторые положения Болонской системы, – пояснила пресс-секретарь МГУ Евгения Зайцева. – Но отдельные пункты в корне противоречат российским принципам образования. Например, крайне трудно будет реализовать на российской почве ту же схему бакалавриат–магистратура. На бакалавра учатся три-четыре года. А в России найдется мало вузов, которые смогут, не снижая качества образования, за три года выпустить квалифицированных специалистов. Еще одной проблемой станет то, что количество вводных предметов в программе бакалавриата гораздо меньше, чем в программе специалиста. Таким образом, разрыв между школой и вузами еще более возрастает. По ряду предметов могут образоваться существенные пробелы».

А самое интересное, что, получив диплом бакалавра, продолжить образование в магистратуре смогут далеко не все студенты. Чтобы взойти на вторую ступень европейской системы, понадобится не только определенный багаж знаний, но и запас денег – бесплатных магистратур по востребованным на рынке труда специальностям в России не предполагается. По сути, введение в России Болонской системы – не что иное, как скрытый переход к платному образованию. Студенту придется выбирать: либо оставаться бакалавром, не имея возможности реализовать себя на рынке труда, либо платить немаленькие деньги за магистратуру. В Европе обучение в магистратуре стоит от 3 до 5 тыс. евро в год. А ведь Россия стремится именно к европейским стандартам. Российские вузы, в том числе такие, как МГУ, ГУУ, РАНХиГС и др., уже сейчас предоставляют возможность поступления на популярные магистерские специальности только на платной основе. Таким образом, могут оказаться под угрозой  некоторые положения ФЗ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и положения Конституции РФ, которые подразумевают, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Вопрос в том, будет ли бакалавриат полноценным высшим образованием, сравнимым с традиционной степенью специалиста?

Многие эксперты отмечают, что новые стандарты адаптированы не полностью к российским реалиям, некоторые важные принципы, применяемые на Западе, вообще не учитываются. Как сказал генеральный директор компании «Гиперметод IBS» – российского разработчика программ дистанционного обучения – Юрий Перепелицын: «Реформу следует довести до логического завершения, не только включив в нее непосредственно образовательный процесс, но и меняя организационную структуру вуза. К примеру, сейчас одна и та же кафедра и предоставляет образовательные услуги, и сама же оценивает результаты своей деятельности. Представьте – на предприятии подразделение выпускает продукцию и само же оценивает, какого она получается качества? Согласитесь, что это выглядит несколько странно? В нашей практике была такая история. Один крупный вуз в целях борьбы с взятками попросил нас разработать систему для проведения электронной сессии и зачетной недели так, чтобы эти мероприятия  не зависели от преподавателей. Когда система начала работать, очевидными стали показатели объема недополученных и „оплаченных” знаний. Интересно то, что через некоторое время показатели снова стали меняться в худшую сторону, после разбирательств подозрение легло на системного администратора – единственное „слабое человеческое” звено».

Показательна реакция и корпоративного сегмента на изменения в системе высшего образования. Пока Министерство образования и науки старается внедрить положения новых образовательных стандартов, ведущие компании, обладающие достаточными финансовыми ресурсами, наращивают закупки программ дистанционного обучения. Например, компании «Газпром», «Вымпелком», Сбербанк России, «Акрихин», «Татнефть» для подготовки кадров создали собственные корпоративные университеты. В частности, для этого используется электронная платформа обучения eLearning Server 4G.

В целом, прогнозируя результат новой реформы, можно констатировать: полноценный переход на европейские стандарты, несомненно, позитивно скажется на качестве образовательного процесса и, как следствие, производительности труда в России. Однако для того, чтобы не снижать доступности обучения в вузах необходимо разработать четкие правила ценообразования в учебных учреждениях и создать механизмы социальной поддержки студентов в форме оплаты обучения государством. Получать полноценное специализированное высшее образование должны иметь возможность все граждане страны, независимо от того, сколько у них денег. Иначе реформа рискует обернуться антиконституционным лишением населения страны бесплатного высшего образования, которое приведет к снижению объема образовательных услуг и, соответственно, сокращению интеллектуального потенциала населения страны уже в следующем поколении, а также к дополнительной финансовой нагрузке на бизнес.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара: аналитики рассказали, когда ждать обвала рубля
      «Русский след» в американских выборах не обнаружен, но поводы для санкций и, соответственно, обвала рубля у США все равно найдутся.
    2. Курс доллара: рубль ждет важное событие
      Курс доллара: рубль ждет важное событие
    3. Греф рассказал, при каком условии Сбербанк ликвидирует банкоматы
      Герман Греф заявил, что отмена комиссии за снятие наличных приведет к сокращению банкоматной сети компании.
    Реклама