Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Газопроводный мандат

«Expert Online» 2011
Иллюстрация: Эксперт Online

На встрече министров Евросоюза согласован вопрос о передаче Европейской комиссии мандата на проведение переговоров с Азербайджаном и Туркменией относительно правовой базы Транскаспийского газопровода, который обеспечит поставки природного газа в Европу из Центральной Азии.

«Европа говорит сегодня единым голосом. Трансатлантический газопровод — важнейший проект Южного транспортного коридора по доставке газа в Европу из новых источников. Мы намерены завершить его как можно скорее», — заявил член Еврокомиссии по энергетике Гюнтер Эттингер. В сообщении Еврокомиссии отмечается, что впервые Евросоюз предлагает договор по инфраструктурному проекту. Этот договор будет заключен после одобрения всеми 27 государствами-членами ЕС.

Напомним, что в январе нынешнего года председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и член Еврокомиссии Гюнтер Эттингер провели переговоры в Баку и Ашхабаде. Соглашение по транскаспийскому газопроводу должно стать основой для строительства подводной магистрали, которая свяжет Туркмению с Азербайджаном и соединится с инфраструктурой, доставляющей газ в Европу, отмечается в коммюнике Еврокомиссии. 

Как пишет британская Financial Times, положительное решение по этому вопросу — это первый случай в истории ЕС, когда его члены предоставляют Еврокомиссии полномочия проводить переговоры по внешней энергетической политике от имени всего блока. Традиционно европейские государства ведут независимые переговоры с поставщиками энергоресурсов.

По мнению представителей ЕС, сегодняшнее событие является вехой в реализации проекта Южного коридора и первым конкретным решением по координации единой энергетической стратегии, как это было определено в докладе Еврокомиссии «Энергетическая политика ЕС: отношения с партнерами за пределами наших границ», принятом 7 сентября. 

В принятом Еврокомиссией на прошлой неделе документе обговаривается энергетическая стратегия ЕС до 2020 года. Документ отражает 43 конкретных вопроса, касающихся обеспечения энергобезопасности Европы, среди которых Транскаспийскому газопроводу уделено особое внимание. Гюнтер Оттингер отметил, что «в конечном итоге выгоду от каспийского газа получит вся Европа, а не какая-то отдельная страна».

Успешная реализация проекта строительства Транскаспийского газопровода ускорит осуществление проекта Nabucco, главным препятствием на пути которого до сих пор остается отсутствие ресурсной базы. Запасы газа в Туркмении — четвертые по величине в мире, по оценкам BP, они превышают 8 трлн кубометров. Страна планирует утроить добычу — до 230 млрд кубометров в год до 2030 года, из которых 180 млрд кубометров пойдут на экспорт.

«Тому факту, что обсуждением проекта занимается именно Еврокомиссия, есть, на мой взгляд, как минимум несколько объяснений, — говорит Роман Беседовский, управляющий фондом "Финам нефтегаз". — Во-первых, в последнее время вопрос о диверсификации поставок газа стал еще более актуальным: запуск первой очереди Nord Stream еще больше усилил зависимость всей Европы от поставок из России, и это становится проблемой общеевропейского уровня. Во-вторых, учитывая высокую политическую составляющую в проекте Транскаспийского газопровода, переговоры от лица Еврокомиссии с его участниками, вероятно, способны придать процессу новый импульс и убедить сомневающиеся стороны. В-третьих, для ЕС, который выдерживает в последнее время испытание своего единства на прочность, принципиально важно решать все возникающие общие проблемы совместно — это еще и вопрос легитимности "общеевропейской" власти».

Аналитик полагает, что перевод решения вопроса на более высокий уровень Еврокомиссии, вполне возможно, не только позволит нивелировать возможные разногласия между членами ЕС по вопросам строительства Транскаспийского газопровода, но и будет лучше воспринят партнерами по проекту — Туркменией и Азербайджаном. «В случае с Баку этот вопрос даже более актуален, ведь Азербайджан не заинтересован портить отношения с Россией, участвовать в конкурирующем (для поставок своего газа) проекте, при этом возможные доходы от транзита не перевешивают возникающие неудобства, — отмечает Роман Беседовский. — Полагаю, что ЕС в целях форсирования проекта Транскаспийского газопровода может на этом фоне сделать Азербайджану (Туркмения в большей степени заинтересована в проекте) некие интересные предложения, касающиеся развития экономического и политического сотрудничества».

Николай Солабуто, управляющий активами ФГ БКС, отмечает, что ситуация в данном случае двоякая. «С одной стороны, и ЕС хочет избавиться от монополии в лице "Газпрома", и, конечно, попытается пролоббировать строительство полноценного транскаспийского газпровода, который мог бы стать альтернативой "Южному потоку" "Газпрома", — говорит он. — Это могло бы привести если не к снижению тарифов, то к замедлению их роста. С другой стороны, политические разногласия между Баку и Ашхабадом могут привести к тому, что этот проект постигнет судьба Nabucco, который не могут запустить из-за недостатка финансирования».

По мнению ведущего эксперта «Инжиниринговой компании 2К» Сергея Воскресенского, вручение мандата Еврокомиссии на ведение переговоров — это серьезный шаг для развития европейского сообщества в целом. «Однако для решения проблемы Транскаспийского газопровода этого вряд ли будет достаточно, — считает он. — Помимо Азербайджана и Туркмении необходимо решить еще и турецкий вопрос. Впрочем, здесь у единого органа ЕС перспектив куда больше. Турция имеет определенные интересы в ЕС, которые не ограничиваются энергоресурсами, и переговоры в двустороннем порядке здесь будут более динамичны».

Аналитик полагает, что Азербайджан и Туркмения больше заинтересованы в решении именно газовых вопросов. «Его можно решать и с конкретными европейскими компаниями, и вряд ли двусторонний формат ускорит переговорный процесс, — говорит Воскресенский. — В то же время проблемы Ашхабада и Баку касаются не только экономических вопросов. И единственный шанс у Еврокомиссии на преодоление разногласий между двумя странами — стать посредником и гарантом соглашений. Однако пока такой репутации Еврокомиссия не заработала. К тому же весьма маловероятно, что азиатские страны согласятся на европейского посредника. Таким образом, на данном этапе реализация Транскаспийского проекта маловероятна».

Руководитель департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ «МЭФ-Аудит» Дмитрий Трофимов уверен, что передача мандата Еврокомиссии ничего не меняет. «То ли Европа так реагирует на обещания, раздаваемые руководителями азиатских государств, то ли это используется для давления на Россию в связи с вводом первой ветки "Северного потока", то ли ЕС таким образом тестирует надгосударственные органы управления, — сомневается он. — Скорее всего, совокупность факторов. Так как это ни на что не влияет, то и рисков никаких в себе это решение не несет».

По словам аналитика, маловероятно, что проект Транскаспийского газопровода будет реализован. «Основная проблема при прокладке трубопровода — это неурегулированность правового статуса Каспия. Если Туркмения и Азербайджан примут решение без учета мнения других прикаспийских стран, то это может привести к катастрофическому ухудшению отношений с соседями, и никакие выгоды от проекта не покроют экономических и политических потерь от этого шага, — говорит Дмитрий Трофимов. — Причем максимальные риски ложатся на Туркмению: испортить сразу отношения с Россией, Ираном и Казахстаном — это экономическое самоубийство».

При этом, отмечает аналитик, Россия, Иран и Казахстан имеют все возможности для противодействия строительству газопровода по дну Каспийского моря, начиная от политического давления и заканчивая в худшем случае «негласной экономической блокадой» отдельных стран. «Но в этом нет никакой необходимости, так как реализацию проекта "Южный поток" никто не отменял и, в отличие от альтернативных проектов, например, Турция уже дала разрешение на проведение разведывательных работ по дну своей части Черного моря», — считает Трофимов.

Свое отрицательное отношение к строительству Транскаспийского газопровода уже подтвердили представители России и Ирана. Как заявили в понедельник министр нефти Ирана Рустам Касеми и министр энергетики РФ Сергей Шматко по итогам российско-иранской межправкомиссии в Тегеране, обе страны выступают против строительства любых газопроводов по дну Каспийского моря, заботясь об окружающей среде, морских ресурсах и опасаясь возможных загрязнений. На пресс-конференции в Тегеране Шматко сказал: «Мы обсуждали с Ираном проект по сотрудничеству в нефтяной сфере и в газовой. У нас с Ираном единая позиция по развитию Каспийского бассейна». «Кроме того, министр нефти Ирана высказался однозначно, что любые инфраструктурные проекты в каспийском бассейне должны получать серьезную экологическую экспертизу», — добавил российский министр.




    Реклама

    Эстеты с фабричного двора

    Московская проектная компания «АКРА» демонстрирует новаторский подход к проектированию производственных зданий, стремясь сделать их соответствующими инновационному духу времени и начиная с неочевидного для многих эстетического фактора, за которым скрываются другие нестандартные решения


    Реклама