Быстрее ветра

Москва, 20.09.2011
Зеленодольский завод имени Горького (Татарстан) представил на Международном экономическом форуме в Сочи свое новое быстроходное пассажирское судно А-145, отвечающее международным требованиям безопасности. В Татарстане надеются, что оно найдет заказчиков не только в Испании, но и в России.

Фото: zdship.ru

Скоростные пассажирские суда, развивающие скорость на воде более 60 км/ч, в Зеленодольске начали строить еще 40 лет назад. В советское время на предприятии строили до 20 «Метеоров» в год. Но в постсоветское время единственным крупным контрактом стал заказ из Китая — на 16 «Метеоров» в экспортном исполнении (более комфортабельный салон с кондиционером, германские главные двигатели вместо отечественных и т. д). Поэтому более 70% объема работы зеленодольских судостроителей в последние 20 лет пришлось на военное судостроение (бронекатера, малые противолодочные корабли, малые десантные корабли на воздушной подушке, сторожевые корабли). Директор департамента ВМФ ФГУП «Рособоронэкспорт» Олег Азизов, например, называл сторожевики «Гепард», которые выпускаются в Зеленодольске, одними из наиболее популярных кораблей среди зарубежных заказчиков. Оставшуюся треть занимали производство грузовых судов и фасонных титановых отливок для судостроительной, авиационной, аэрокосмической, нефтегазодобывающей (в том числе для разработки месторождений на морских шельфах) отраслей. Большей частью вся эта продукция шла тоже на экспорт, так что жили татарстанские корабелы по сравнению с большинством других отечественных верфей очень даже неплохо.

Тем не менее нишу гражданских скоростных судов в Зеленодольске не оставляли. Проект «А-145», который несколько дней назад был представлен в Сочи, является интеграцией инновационных конструкторских и технологических решений в области авиастроения и судостроения. Пассажирское судно дедвейтом 18 тонн (при осадке по летнюю грузовую ватерлинию) может комфортно доставлять 150 пассажиров со скоростью 40 миль в час (около 70 км/ч) на расстояние 250 миль при волнении на море до 5 баллов. И это единственное морское судно такого класса в России, которое соответствует всем международным нормам безопасности и экологичности. «Новое судно спроектировано по требованиям французского классификационного общества Bureau Veritas, при этом были учтены и российские правила морского регистра. Из этих двух сводов правил было выбрано все самое лучшее, и это реализовано. Российских аналогов новому судну нет — оно построено по новым правилам, по новому коду безопасности. А так как в России в последнее время уже давно не строили морские быстроходные суда, соответственно, ни одно отечественное быстроходное судно новому коду безопасности не соответствует», — рассказал РИА «Новости» директор — главный конструктор «Холдинговой компании "Ак Барс"» (она контролирует зеленодольский судостроительный завод) Сергей Породников. Корпус судна от носа до машинного отделения, например, имеет двойное дно. И это позволяет ему держаться на плаву даже в том случае, если «А-145» получит пробоину длиной до 17 метров.

В общем, замечательное такое судно, впрочем, как и его предшественник — проект «А-45», который питерское «Агат дизайн бюро» разработало несколько лет назад для Ленского речного пароходства. Оба судна комфортабельны, у обоих в качестве главных двигателей используются высоконадежные дизельные двигатели фирмы MTU (Германия), а их движитель (водомет), созданный отечественными конструкторами, по своей эффективности превосходит аналогичные водометы зарубежных фирм (Rolls-Royse / KaMeWa, MJP). Разница  в том, что «А-45» предназначен для речных перевозок на расстояние до 600 км, а «А-145» — для морских, отличаются строение корпуса и дизайн.

Однако, несмотря на блестящую премьеру «А-145» в Сочи, пока неясна коммерческая сторона этого проекта в России. С зарубежьем все понятно — интерес к новому российскому морскому скоростному судну уже проявили заказчики из Испании, Греции и Вьетнама. В России же в постсоветское время воссоздать флот скоростных пассажирских судов на уровне энтузиазма отдельных регионов пытались не раз. Особенно в этом отличилась Нижегородская область, которая в свое время была родиной практически всех «скоростников» советского периода. Однако романтику каждый раз убивала экономика — себестоимость эксплуатации тех же «Метеоров» на пригородных маршрутах, например, как минимум в полтора-два раза выше, чем широко известных «Омиков». Поэтому для массовых пассажирских перевозок этот вид транспорта без дотаций со стороны государства умер моментально. Заказы со стороны корпораций на скоростные суда тоже исчисляются единицами. Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) этот вид транспортных средств не интересует в принципе — она изначально настроена на крупнотоннажные проекты (это, наверное, беда всех российских государственных корпораций). Поэтому, когда глава ОСК Роман Троценко летом прошлого года побывал в Зеленодольске, он сразу заявил, что, после вхождения в ОСК специализацией этого завода должно стать производство речных танкеров для перевозки нефти и нефтепродуктов. Очевидно, это идея не вдохновила ни холдинг «Ак Барс», ни власти Татарстана, поскольку Зеленодольский завод так до сих пор и не вошел в ОСК.

В Татарстане по-прежнему считают, что перспективы для развития скоростного водного сообщения в России есть. Это стало особенно ясно после катастрофы «Булгарии», унесшей на дно Волги жизни более 100 человек. «Мы сегодня много говорим о проблемах на транспорте, и авиационном, и морском, и речном, и те печальные события, которые произошли, говорят о том, что мы должны строить новые корабли, новые воздушные суда», — подчеркнул президент Татарстана Рустам Минниханов. И если государство наконец-то примет программу по стимулированию гражданского судостроения в России, то это даст возможность отечественным верфям начать серийное производство пассажирских судов, что снизит их цену для заказчиков, подчеркнул генеральный директор Зеленодольского завода Ренат Мистахов. Это особенно актуально, например, при перевозке пассажиров между Сочи и Новороссийском. Путь на машине между этими двумя городами занимает 12 часов. Судно проекта «А-145» преодолевает это расстояние за 3,5 часа.

У партнеров



    Альфа-банк вернет деньги за «Такси» и «Еду»

    Альфа-банк и «Яндекс» запустили совместную карту: по самым популярным сервисам «Яндекса» можно получить кешбек до 10%

    ММК наращивает продажи продукции с высокой добавленной стоимостью

    Один из крупнейших в России металлургических холдингов за первые три месяца 2019 года увеличил реализацию продукции с высокой добавленной стоимостью

    Аудиозапись как доказательство в суде

    Защищаем себя и свои права, используя аудиозаписи в суде: законные основания и полезная инструкция

    Электромеханическое проектирование с Solid Edge

    Создание сложных интеллектуальных изделий требует применения инструментов электромеханического проектирования. И в этом помогает Solid Edge.

    Запущен новый виток исследований достижений российских университетов

    Активное развитие передовых российских университетов демонстрирует их постоянно растущая видимость на международном уровне.

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара: рубль посыпался после действий ЦБ
      Курс доллара: рубль посыпался после действий ЦБ
    2. Курс доллара: аналитики рассказали, когда ждать обвала рубля
      «Русский след» в американских выборах не обнаружен, но поводы для санкций и, соответственно, обвала рубля у США все равно найдутся.
    3. Курс доллара: рубль ждет важное событие
      Курс доллара: рубль ждет важное событие
    Реклама