ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Антимонопольные волны

«Expert Online» 2011
Иллюстрация: Эксперт Online

Нефтяные компании «Роснефть», «Газпром нефть» и «ЛУКойл» могут получить штрафы в размере нескольких миллиардов рублей в связи с завышением цен на дизтопливо в конце 2010 – начале 2011 года.

«Это будут опять миллиардные штрафы, без сомнения», – заявил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев на конференции, посвященной Дню конкуренции в РФ в Ростове-на-Дону. Он напомнил, что они в августе были признаны виновными в завышении цен. По его словам, основные претензии ФАС к нефтяникам заключаются в том, что они торгуют нефтепродуктами внутри страны по ценам зачастую выше мирового уровня.

Третья волна антимонопольных дел против нефтяников была инициирована ФАС в феврале 2011 года после совещания в правительстве. Тогда же антимонопольная служба заявляла, что у нее имеются вопросы к  ТНК-ВР, «Сургутнефтегазу» и «Башнефти», которые вошли в число коллективно доминирующих компаний на рынке нефтепродуктов в 2010 году.

В ходе первых двух волн антимонопольных расследований под санкции ФАС попали «Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКойл» и ТНК-ВР. Общая сумма штрафов, наложенных на нефтяные компании в рамках предыдущих разбирательств, составляла примерно 26 млрд рублей, причем в рамках второй волны дел санкции были жестче. Правда, позднее ФАС заключила несколько мировых соглашений с нефтяными компаниями, снизив свои претензии до 15 млрд рублей. Игорь Артемьев сообщал, что суммарно нефтяники выплатили более 550 млн долларов штрафов по антимонопольным делам за необоснованное повышение цен на нефтепродукты.

Конкретные штрафы нефтяным компаниям в рамках третьей волны антимонопольных дел еще не назначены. За добровольное признание нарушений они могут быть снижены до 1% от выручки, однако ФАС вменяет компаниям рецидив. При этом антимонопольное ведомство отмечает, что будет учитывать признание нарушения при определении штрафа как смягчающее обстоятельство. Как сообщила в свою очередь агентству «Прайм» представитель ФАС Ирина Кашунина, Федеральная антимонопольная служба планирует определить конкретный размер штрафов по третьей волне дел против нефтяников в сентябре. «По штрафам мы планируем определиться в этом месяце», – сказала она.

«Нефтяники и антимонопольщики называют абсолютно разные причины роста цен на бензин. Поскольку консенсуса нет – стороны разбираются в суде, – говорит директор филиала „2К Аудит – Деловые консультации  / Morison International” в Санкт-Петербурге Олег Семенов. – Поскольку ситуация повторяется уже неоднократно, все это становится похожим исключительно на „внутренние” разборки, которые не  влияют на ситуацию на топливном рынке – цены на бензин как росли, так и продолжают расти».

Совершенно очевидно, что механизмы ФАС малоэффективны, считает аналитик. «Если ведомство не может изменить монопольную ситуацию на рынке, то необходимы жесткие меры по его контролю. ФАС же в который раз демонстрирует готовность идти навстречу „нарушителям”, которых если и штрафуют, то по минимуму. Это и приводит к неоднократному повторению ситуации, – отмечает он. – Фактически нефтяники согласны платить монопольную повинность в виде штрафа за право самостоятельно регулировать цены на топливо. И пока эта плата не поднимется – ситуация не изменится».

«Только за счет действий ФАС невозможно изменить сложившийся нефтегазовый рынок в России, – не согласен аналитик ФГ БКС Андрей Полищук. – И ФАС выставляет штрафы не только все время по одной причине. Если ранее ФАС обращала внимание только на розничный рынок, то сейчас уже идет речь о завышении цен и на оптовом рынке нефтепродуктов».

На формирование цен на нефтепродукты в РФ влияет множество факторов, напоминает он. «Стоимость бензина включает в себя НДПИ, акцизы, затраты на переработку, транспортировку, содержание АЗС, маржу оптового и розничного рынка, НДС и налог на прибыль. Рост цен на нефть на мировых рынках напрямую влияет на размер НДПИ, акцизы с 2011 года увеличились на 30-50% для бензина и в два раза для дизельного топлива, растут и тарифы естественных монополий, что существенно увеличивает транспортные расходы, – говорит Полищук. – В такой ситуации достаточно трудно представить, что цены на заправках не будут расти высокими темпами. Из-за давления ФАС нефтяным компаниям придется сокращать собственную маржу».

Илья Ищук, партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры», считает, что сложившаяся ситуация лишний раз напоминает о том, что уже не первый год говорят ФАС России не только нефтяные компании, но и крупные игроки остальных рынков. «Речь идет об отсутствии четких и понятных правил игры, соблюдая которые компании не окажутся вдруг нарушившими антимонопольное законодательство. В текущей же ситуации практически любое действие крупного хозяйствующего субъекта, еще недавно не являющееся нарушением, может быть квалифицировано таковым, – говорит юрист. – Я сомневаюсь, что подобная ситуация выгодна нефтяным компаниям. И штрафы велики, и репутация страдает. Но самое важное – отсутствие стабильности делового оборота. Что бы ты ни предпринял, всегда можешь оказаться нарушителем».

«Данная ситуация со штрафами будет продолжаться до тех пор, пока ФАС не обновит законодательство и не удесятерит штрафы, – соглашается эксперт ИФК „Солид” Михаил Королюк. – К примеру, Минприроды предлагает кардинально решить проблему чрезмерного сжигания факелов поднятием штрафов в 240 раз, однако такая идея озвучивалась еще весной и дальнейшей поддержки не нашла (те же „Газпром нефть” и „Роснефть” продолжают сжигать больше, чем положенные 5% ПНГ на факелах). А пока вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК) действительно проще платить штрафы по всем направлениям. Беда в том, что проблема не решается в корне. Штраф – только верхушка айсберга, под толщей льда скрывается вся несовершенность системы „от” и „до”».

По мнению аналитика, пока не поднимут штрафы, ВИНК будет проще платить, так как в сравнении с ежедневными доходами крупных компаний эпизодичная выплата штрафа в пусть даже и миллиард рублей не так страшна. Изменить привычную ситуацию сами компании стремиться вряд ли будут, но до тех пор, пока будут чувствовать себя вольготно, говорит он.

«Парадоксально, но масса ведомств призваны бороться с нарушителями, однако продолжают принимать выплаты штрафов и оставляют все как есть. С другой стороны, можно навести полный порядок в законодательстве, сделать его идеальным в плане адекватности штрафов, но ничего не менять системно, – полагает Королюк. – Если „вручную” снижать цены на дизтопливо, как пробовало уже в этом году правительство с бензином, может возникнуть аналогичная ситуация с дефицитом этого вида топлива в некоторых регионах».

«У государства не так-то и много инструментов, чтобы оказать влияние на ситуацию, сложившуюся на внутреннем рынке топливной розницы. А принимать меры для нормализации ситуации необходимо – впереди парламентские и президентские выборы, и лояльность избирателей текущей власти крайне необходима. Правительство уже приняло ряд мер, направленных на нормализацию ситуации, однако фактически мало что изменилось», – отмечает Роман Беседовский, управляющий фондом «Финам нефтегаз»

По мнению аналитика, основная проблема в том, что во многих регионах или даже группах регионов отдельные ВИНК исторически занимают доминирующее положение. Естественно, что остальные участники рынка топливной розницы в таких субъектах РФ ведут с монополистами неконкурентную борьбу, в том числе в части закупки нефтепродуктов.

«По всей видимости, ФАС, предлагая ввести ограничение по рыночной доле для крупнейших участников рынка, исходила из тех соображений, что дробление крупных розничных сетей приведет к расширению конкурентного поля и, как следствие, будет сдерживать рост цен на топливо. Правда, нет уверенности, что новые правила работы окажут существенное влияние на рынок – ВИНК в состоянии найти способы минимизировать свои издержки от нововведений, – считает аналитик. – Основная проблема штрафов ФАС в труднодоказуемости случаев злоупотребления доминирующим положением или картельного сговора. К тому же, как показывает практика, оспаривание претензий ФАС в судебном порядке занимает длительное время и не всегда ведет к благоприятному для антимонопольного ведомства результату. Да и сам размер налагаемых штрафов, как правило, не столь критичен для оборотов ВИНК».

Получается, что ВИНК проще и выгоднее нарушить антимонопольное законодательство, а потом заплатить. «С точки зрения финансовой выгоды – да. Но с точки зрения рисков административного давления, расходов средств и усилий на юридические разбирательства выгода не столь очевидна, – отмечает Беседовский. – В какой-то степени в текущий момент штрафы ФАС превращаются в некую ренту, которую государство берет с ВИНК, варьируя ее размер в зависимости от ситуации. Государство, не имея возможности эффективно влиять на ценообразование, штрафует нарушителей, компенсируя таким образом репутационные издержки власти».

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама