Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Мир

Тайна, что лежит на дне

«Expert Online» 2011
Фото: РИА Новости

Десятилетие спустя после катастрофы Ту-154 над Черным морем расследование обстоятельств этой истории по-прежнему остается незавершенным. Россия и Украина не сойдутся во мнении о том, почему упал самолет. Киев заявляет о невиновности украинских военных, пострадавшие с российской стороны говорят о намерении добиваться правды в международном суде. Решение вопроса, по некоторым данным, дошло до первых лиц государства, однако поможет ли их вмешательство разобраться, что к чему, — по-прежнему неясно.

По своей трагической нелепости авиакатастрофа рейса 1812 над Черным морем 4 октября 2001 года не может сравниться ни с одним другим воздушным происшествием. Семьдесят восемь человек стали жертвами рокового стечения обстоятельств. Ключевую роль в трагедии сыграл человеческий фактор, однако никто из причастных к авиакатастрофе так и не был привлечен к уголовной ответственности.

Катастрофа

Самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь» утром 4 октября вылетел из аэропорта имени Бен-Гуриона в Тель-Авиве и взял курс на Новосибирск. На борту воздушного судна находились 66 пассажиров (граждане Израиля и России) и 12 членов экипажа. В 13.39 мск самолет вошел в зону ответственности диспетчерского пункта в Ростове-на-Дону. Экипаж вышел на связь и сообщил, что полет проходит нормально. Спустя пять минут, когда лайнер находился над Черным морем в 200 км южнее Сочи на высоте 11 тыс. метров, он пропал с экранов радаров. Почти сразу же с диспетчерами связался командир экипажа самолета Ан-24, летевшего из Симферополя в Ереван. Он сообщил, что видел взрыв и рухнувший вниз самолет.

К предполагаемому месту крушения немедленно вылетела авиация Минобороны, вышли спасательные суда со специалистами МЧС на борту. Они установили, что самолет упал примерно в 177 км от Новороссийска. Вертолетчики обнаружили на воде нефтяные пятна, обломки фюзеляжа и несколько мертвых тел. Стало ясно, что в катастрофе не выжил никто.

Практически сразу было объявлено, что основной версией катастрофы является теракт. Этому способствовали обстоятельства трагедии (взрыв в воздухе), а также тот факт, что с момента террористической атаки на США прошло чуть более трех недель. Аэропорт в Тель-Авиве был сразу же закрыт, к расследованию происшествия приступили спецслужбы России и Израиля. Первым делом они поименно проверили пассажиров самолета на возможную причастность к террористической деятельности.

Параллельно возникла и другая версия, согласно которой взрыв на борту самолета произошел по техническим причинам. Руководство «Сибири» тут же заявило, что лайнер прошел строгий технический контроль и им управлял опытный экипаж.

Через несколько часов средства массовой информации сообщили о новой версии случившегося, которая на первый взгляд показалась полной дикостью: самолет был сбит ракетой класса «земля — воздух». Однако, как выяснилось впоследствии, произошло все именно так. В штабе ВМФ России на условиях анонимности журналистам сообщили, что днем 4 октября на полигоне минобороны Украины на мысе Опук в Крыму проходили учения сил противовоздушной обороны. В распоряжении военных имелись зенитно-ракетные комплексы С-200 и С-300, способные поражать летающие объекты на расстоянии 250 км. Одна из ракет «земля — воздух» была выпущена за несколько минут до катастрофы, сообщили американские СМИ со ссылкой на источники в Пентагоне.

Украинские военные эту информацию опровергли. Причем их комментарии были крайне противоречивы. Министр обороны Александр Кузьмук сказал, что в этот день планировалось провести учения, но потом их отменили. А в пресс-службе ВМС Украины сообщили, что учения все же проводились, но начались уже после авиакатастрофы, да и украинские ракеты не имеют такой дальности действия.

Расследование

Однако первый же осмотр обломков лайнера подтвердил, что Ту-154 взорвался из-за внешнего поражения. Кроме того, на месте катастрофы были найдены фрагменты, не относящиеся к конструкции самолета. Специалисты установили, что размер и форма многочисленных пробоин в фюзеляже вполне соответствуют шрапнели осколочно-фугасной боевой части ракеты С-200.

Украинской стороне ничего не оставалось, как признать свою причастность к авиакатастрофе. Уже через день после трагедии премьер-министр Анатолий Кинах заявил, что версия об украинской ракете «имеет право на существование». Спустя какое-то время глава минобороны Александр Кузьмук принес извинения за случившееся. «Мы знаем, что причастны к трагедии, хотя ее причины до конца пока не установлены», — заявил он. Чуть позже президент страны Леонид Кучма в эфире национального телевидения официально признал ответственность Украины, констатировав, что Ту-154 был неумышленного сбит над Черным морем ракетой украинских войск ПВО во время учений. Кроме того, глава государства отправил министра обороны в отставку.

Военные специалисты настаивали, что причиной попадания украинской ракеты в российский самолет стал именно человеческий фактор, а не, например, техническая ошибка. С-200 наводится на цель с помощью мощного наземного радара. Ракета ориентируется на сигнал, отраженный от мишени. Радар ищет в небе цель, а после ее нахождения переключается в другой режим, определяет расстояние и «подсвечивает» ее. Переключение в другой режим занимает некоторое время, и потому им иногда пренебрегают. Так произошло и в тот раз. Оператор комплекса, обнаружив несколько объектов в небе, не стал определять расстояние до цели и «подсветил» более мощный объект, коим и оказался Ту-154. Учебная цель летела на более близком расстоянии, но была малозаметна.

Восстановив картину событий, Межгосударственный авиационный комитет пришел к однозначному выводу: самолет был сбит ракетой. В ходе расследования, которое совместно вели российская и украинская комиссии, проводился следственный эксперимент с использованием аналогичного авиалайнера, двигавшегося по тому же воздушному коридору. В результате, как заявил секретарь Совета безопасности РФ Владимир Рушайло, никаких данных, опровергающих предварительный вывод, получено не было. Украина признала версию о ракете «безальтернативной».

Уголовное дело, в рамках которого должны были быть установлены лица, причастные к катастрофе, а также степень их вины, завели в российской прокуратуре, но потом передали украинской стороне. Спустя два года после катастрофы Россия и Украина заключили договор, по которому Киев обязался в добровольном порядке выплатить родственникам погибших компенсацию морального ущерба (по 200 тыс. долларов за человека) без признания юридической ответственности.

Альтернативная версия

Время шло, но Украина так и не предъявила миру виновных в инциденте. В качестве подозреваемого к суду не был привлечен ни один армейский чин. Все они, от экс-министра обороны Кузьмука до оператора зенитно-ракетного комплекса, наводившего ракету на цель, проходили по делу свидетелями. Должностных лиц даже не обвинили в халатности. Постепенно общественный интерес к этой истории все более угасал. Уголовное дело не закрыли и до суда не довели. О нем просто попытались забыть.

В 2004 году в игру вступила авиакомпания «Сибирь», которая подала хозяйственный иск к госказначейству и минобороны Украины, требуя возмещения материального ущерба в размере 15,32 млн долларов. Если бы не это обстоятельство, дело бы так и поросло быльем. Но украинская сторона в рамках судебного разбирательства провела новую независимую экспертизу. Она длилась несколько лет, и только в 2010 году было объявлено, что выпущенная с Опукского полигона ракета не сбивала самолет.

Специалисты Киевского научно-исследовательского института и Харьковского института воздушных сил имени Кожедуба установили, что во время подрыва боевой части ракеты расстояние до самолета должно было составлять 780 м. В таком случае в лайнер попало бы «до трех поражающих элементов», а «уничтожение самолета при таких условиях является практически невозможным».

В заключении комиссии также говорилось, что радиолокационная станция, которая во время учений обеспечивала стрельбу, «обнаружила и сопровождала только мишень "Рейс", а значит, по своим техническим возможностям не могла отслеживать самолеты Ту-154 и Ан-24, двигавшиеся по другим азимутам и с различными скоростями». После поражения мишени другой ракетой за три минуты до катастрофы слежение было прекращено, что также исключает возможность попадания С-200 в самолет.

Кроме того, эксперты сослались на данные контроля РЛК «Геленджик», согласно которым в воздушном пространстве за 30 секунд до взрыва в 49,9 км от места катастрофы наблюдался неизвестный объект. Ракета С-200 за это время физически неспособна преодолеть такое расстояние.

Отрицая поражение самолета украинской зенитной ракетой, эксперты КНИИСЭ не указали других возможных причин крушения Ту-154. Вместе с тем они признали, что катастрофа самолета «произошла вследствие действия на его детали в направлении сверху и до середины множества твердых предметов (поражающих элементов) диаметром около 10 мм, у которых была значительная кинетическая энергия». Принадлежность поражающих частиц к конкретному взрывному устройству специалисты установить не смогли.

Ранее украинские военспецы обращали внимание и на другие нестыковки. Так, траектории лайнера и С-200, выпущенной с мыса Опук, не совпадали: ракета должна была сбить цель на высоте 2 км и просто не могла подняться на высоту 11 км. Характер полученных пассажирами повреждений свидетельствует, что они не могли быть причинены вследствие попадания ракеты. Их причиной мог быть только взрыв внутри салона. Кроме того, поражающие элементы, извлеченные из тел жертв и из другой аналогичной ракеты, различаются по своему составу.

Экс-следователь Генпрокуратуры Украины Константин Седов, который расследовал уголовное дело, в прошлом году сообщил в интервью одному из украинских изданий, что в материалах дела не было никаких доказательств того, что самолет был сбит ракетой. Строго говоря, так оно и было: в выводах МАК просто сопоставлялось два факта — срабатывание взрывного устройства с поражающими элементами над фюзеляжем самолета и пуск ракеты с полигона на мысе Опук, контроль над которой был утрачен. «Считаю, Украина очень поторопилась признать свою причастность к катастрофе. Нас, грубо говоря, просто назначили виноватыми в ней», — заявил Седов.

У представителей истца к экспертам было много нареканий. Например, последние не исследовали сферические предметы (предположительно, поражающие элементы ракеты), которые были собраны на месте катастрофы. Тем не менее в сентябре этого года киевский суд отклонил иск S7 (как теперь называется «Сибирь»). Адвокаты истца заявили о намерении обжаловать решение в апелляционном суде, а затем в случае необходимости — судиться на международном уровне.

Родственников погибших возмутило решение киевского суда. Они направили письмо в Генпрокуратуру РФ с просьбой возобновить расследование уголовного дела по факту крушения, а также попросили МИД России вмешаться в ситуацию. «Мы считаем, что следствие должны вести российские органы, и судить виновных должен российский суд», — заявил руководитель фонда помощи семьям пассажиров сбитого Ту-154 Борис Калиновский.

Политические игры

Российская сторона пока хранит молчание. Что делать в этой ситуации, в Москве, видимо, еще не решили. Признавать справедливость выводов украинских экспертов — значит признавать несостоятельность выводов МАК. Во-первых, это больной удар по самолюбию, а во-вторых, это означает, что придется заново устанавливать причины катастрофы, расследовать теракт (если это был он) или искать «неопознанный летающий объект», подбивший самолет. Опровергать украинскую версию — значит идти на открытый конфликт, обостряя и без того непростые двусторонние отношения.

По мнению ряда наблюдателей, в интересах как Москвы, так и Киева спустить это дело на тормозах. Дружба народов превыше всего, а с родственниками погибших и руководством S7 уж как-нибудь удастся договориться. В СМИ накануне десятилетия авиакатастрофы звучали довольно неожиданные предположения о том, что выработка совместной стратегии поведения в этом вопросе могла быть одной из тем беседы президента Украины Виктора Януковича с российским правящим тандемом в ходе недавнего визита украинского лидера в Завидово.

Впрочем, конспирологическими теориями эта таинственная авиакатастрофа была окутана с самого начала. В 2001 году немало говорилось о том, что версию об украинской ракете неспроста первыми озвучили именно американские журналисты. У Пентагона якобы были даже спутниковые снимки, на которых отчетливо видно, как ракета сбивает самолет. (Но почему-то этих фотографий так никто и не увидел.) В Вашингтоне катастрофу использовали (хорошо еще, что не организовали) для того, чтобы поссорить Москву и Киев, ослабить позиции президента Леонида Кучмы, расчистив тем самым путь на престол американскому ставленнику Виктору Ющенко. В это же время украинская оппозиционная пресса писала, что Россия не сильно настаивает на привлечении виновных к ответу именно потому, что не хочет ссориться с Кучмой.

Но даже если не идти на поводу у конспирологов, следует признать, что за десять лет туману в этой истории стало куда больше, чем было в самом начале. Во многом это произошло потому, что поиски истины проходят в тени большой политики. Решение о том, кто прав, кто виноват, будет приниматься если и не в кабинетах первых лиц государств, то уж точно с оглядкой на государственные интересы. Поэтому не будет ничего удивительного, если чувствами родственников жертв катастрофы в конце концов решат пренебречь.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама