Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей

Качество образования оценят независимые эксперты

«Expert Online» 2011
Фото: picvario .com/ Russian Look

Российская экономика остро нуждается в высококвалифицированных кадрах. Между тем оценка качества образования всегда зависит от того, кто ее проводит – учебное заведение, студент, профессиональное сообщество, работодатель или государство. Как соблюсти консенсус сторон и снять барьер взаимного недоверия по отношению к дипломам, с которыми свежеиспеченные выпускники приходят на рынок труда? Только одним путем: современная система оценки квалификаций и качества профессионального образования должна быть по-настоящему независимой.

«Необходимо создать независимую от образовательных учреждений профессионального образования систему сертификации профессиональных квалификаций; указанный подход должен быть положен в основу национальных систем оценки качества образования», – подчеркивается в Берлинском (2003 г.) коммюнике министров образования стран – участниц Болонского процесса, к которому несколько лет назад присоединилась Россия.

Наряду с внешними факторами существуют и внутренние предпосылки, которые заставляют развивать систему независимой оценки. Российское общество остро нуждается в объективной информации о качестве услуг в сфере профобразования.

Изучив мировой опыт, российские власти взяли курс на создание условий для формирования новой национальной системы квалификаций. В последние годы принят целый ряд документов, которые позволяют потребителям образовательных услуг непосредственно участвовать в разработке и реализации государственной политики в сфере профессионального образования.

Своим видением этой проблемы делятся представитель государства и эксперт РСПП.

Марина Гуськова, заместитель начальника Управления оценки качества образования Рособрнадзора obrazov2v300-200.jpg Фото: пресс-службы
Марина Гуськова, заместитель начальника Управления оценки качества образования Рособрнадзора
Фото: пресс-службы

Марина Гуськова, заместитель начальника Управления оценки качества образования Рособрнадзора:

– Развитие различных форм проведения независимых оценок качества профессионального образования является основой повышения качества образования. При этом оценку качества профессионального образования должны осуществлять независимые эксперты, равноудаленные от всех заинтересованных сторон: государства, работодателя, образовательного учреждения, студентов. Они должны быть самостоятельны в принятии решения, способны нести полную ответственность за свои действия и обеспечивать независимость своих заключений и рекомендаций от влияния третьих сторон.

Модернизация системы образования, введение образовательных стандартов третьего поколения, отказ от полной стандартизации содержания учебных циклов дисциплин образовательных программ, увеличение числа вузов, получивших право разрабатывать и использовать собственные образовательные стандарты, привели к значительному росту интереса учебных заведений к независимой оценке и общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ профессионального образования. Этот процесс получил развитие в результате вступления в силу 1 января 2011 года изменения в закон «Об образовании», которое предусматривает возможность рассмотрения сведений о результатах общественно-профессиональной аккредитации при проведении государственной аккредитации.

Образовательные учреждения заинтересованы пройти процедуру внешней, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ профессионального образования, поскольку это позволяет оценить преимущества и проблемы реализуемых образовательных программ, выявить факторы, сдерживающие их развитие, понять, насколько выбранная стратегия развития подкреплена имеющимися ресурсами. Выполнение рекомендаций независимых экспертов, привлекаемых к общественно-профессиональной аккредитации, позволит совершенствовать реализуемые образовательные программы, способные гибко следовать за изменениями конъюнктуры рынка труда и представить полученные результаты обществу и государству.

Сегодня такие крупные работодатели, как ГК «Росатом», ОАО «Роснано», Ассоциация юристов России и другие, активно разрабатывают модели проведения общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ профессионального образования в образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку специалистов для соответствующих отраслей российской экономики. Рособрнадзор придает большое значение взаимодействию по данному вопросу, соглашения о сотрудничестве подписаны уже с рядом объединений работодателей.

Александр Лейбович, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей obrazov1v300-200.jpg Фото: пресс-службы
Александр Лейбович, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей
Фото: пресс-службы

Александр Лейбович, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей:

– В рамках принятых решений на уровне правительства Российской Федерации предусмотрен ряд направлений участия объединений работодателей в системе подготовки кадров. Это разработка федеральных государственных образовательных стандартов, формирование системы независимой оценки качества профессионального образования, подготовка образовательных программ и учебно-методического обеспечения, структурные изменения в системе образования и др.

Формирование системы сертификации квалификаций, создание сертификационных центров по различным направлениям подготовки кадров – сложная и важная работа, которая является составной частью формирования нового облика профессионального образования России. Эта работа предусматривает активное взаимодействие государства и бизнеса. Минобрнауки России и РСПП совместно создали Общественно-государственный совет, куда вошли представители  государственных органов управления федерального и регионального уровней, госкорпораций и крупных объединений работодателей. Совет должен стать площадкой для выработки предложений по формированию модели подготовки квалифицированных кадров, востребованных инновационной экономикой. Можно предположить, что в дальнейшем государство будет делать акцент на оценке уровня образования выпускников, а объединения работодателей будут в большей степени влиять на оценку квалификаций. Такое распределение функций соответствует сфере компетенций каждого из участников этого общего процесса. Квалификации, которые оцениваются и признаются объединениями работодателей, безусловно, станут более прозрачными и более референтными для рынка труда.

Интерес бизнеса к проблемам сертификации постепенно нарастает. Это проявляется в тех секторах экономики, которые уже разработали профессиональные стандарты или работают над ними. В качестве примера можно привести авиа- и автомобилестроение, металлургию, сектор IT. Интерес к независимой сертификации будет расти и у соискателей рабочих мест – ведь они не меньше работодателей заинтересованы в подтверждении своей профессиональной квалификации. А включение сведений о соискателях в соответствующие федеральные базы данных квалифицированных специалистов значительно повысит их личную конкурентоспособность на рынке труда.




    Реклама

    Выставка upakovka расширяет влияние

    Все новые решения для упаковочной отрасли на одной выставочной площадке в Москве 23–26 января 2018 года.


    Реклама