Экономика


Роскошь стала ненужной

«Expert Online» 2011
Фото: AP

По предварительным данным, предложения о покупке Vertu уже поступили, однако положительного решения принято еще не было. Аналитики отмечают, что покупкой Vertu в большей степени будут заинтересованы производители товаров роскоши – такие как, например, французский холдинг LVMH, –  либо же частные инвесторы. Выпущенный на рынок в 1998 году бренд Vertu сразу стал одним из самых знаковых атрибутов гламурного потребления. Телефоны собираются в Великобритании вручную, в их производстве используются такие дорогие материалы, как золото, платина, титановые сплавы, полированная сталь, крокодиловая кожа и проч. Многие модели выполняются по индивидуальному заказу, их цена может превосходить 250-300 тыс. долларов.

Сегодня Nokia отказывается от Vertu, чтобы сосредоточить свои усилия на производстве смартфонов, в котором она существенно сдала позиции в последние два года. До середины 2000-х Nokia лидировала среди мировых производителей сотовых телефонов – как в дизайне, так и в технологиях: например, компания первой предложила рынку концепцию смартфона. Однако в последнее время актуальных инноваций у компании не было, и ее начали теснить конкуренты. В том числе активно растущие компании из Юго-Восточной Азии, использующие более современные операционные системы, чем Symbian, на котором работает финский концерн. Nokia куда позже конкурентов начала использовать новинки, в том числе такие популярные, как сенсорный экран. В итоге разработчики приложений не рассматривали Nokia как платформу для работы, отдавая предпочтение Apple iPhone и моделям на базе Google Android, которые выпускали азиатские конкуренты вроде Samsung.

Неудача в привлечении разработчиков приложений привела к тому, что за два последних года доля компании на рынке мобильных устройств сократилась с 34% до 29%. Объем продаж Nokia уже сопоставим с оборотами игроков «второго эшелона», такими как корейская LG.

Сегодня Nokia стремится реструктурировать бизнес, чтобы улучшить свои позиции на рынке смартфонов – самого продаваемого продукта на рынке телекоммуникационной связи. Очевидно, что для этого требуется избавление от непрофильных активов. Оборот Vertu не разглашается (по словам аналитиков, он может составлять 300-400 млн долларов). Львиная доля продаж телефонов Vertu сегодня приходится на Россию, Азию и Ближний Восток – страны, где по-прежнему актуально статусное потребление.

Несмотря на то что, по словам Перри Оустинга, генерального директора Vertu, «темпы роста компании составляют двузначную цифру», едва ли производство сверхдорогих телефонов будет прибыльным в ближайшее время. Сегодня даже обеспеченные потребители предпочитают смартфоны с большим экраном и расширенным набором функций, эталоном которых выступает iPhone от Apple. Телефоны Vertu не могут похвастаться техническими инновациями – все разработки компании были замкнуты на Nokia. Например, только осенью этого года Vertu вывела на рынок свой первый смартфон. «Мы не хотим быть вымирающими динозаврами, но и запрыгивать в уходящий поезд тоже не считаем возможным», – говорит г-н Оустинг. В последнее время компания концентрировалась на улучшении дизайна телефона и сервисе – например, консьерж-услугах, с помощью которых владелец Vertu может заказать столик в ресторане или такси. Однако вряд ли это может быть весомым конкурентным преимуществом на современном рынке мобильной связи.




    Реклама

    Качество научных исследований как фактор продвижения университетов на мировой арене

    Аналитический центр «Эксперт» начал подготовку второго Рейтинга факультетов. Уникальность рейтинга состоит в том, что объектом ранжирования стали позиции российских вузов в узких предметных областях




    Реклама