Экономика

Москва, 20 дек, суббота

Удаленный ресурс

«Expert Online» 20 фев 2012, 10:00
Иллюстрация: Эксперт Online

Тема «облачных» вычислений необычайно популярна в последнее время. Зачастую она преподносится как свежая ИТ-инновация. Но так ли нова эта тема и что реально могут принести «облака» бизнесу? Об этом председатель совета директоров группы компаний «АйТи» Тагир Яппаров беседует с заместителем генерального директора ФГУП «Почта России» Сергеем Кирюшиным. Диалог ведет обозреватель журнала «Эксперт» Елена Рыцарева.

Э.: Как давно и откуда возникла вообще эта тема «облаков»? «Облака» — это инновация?

С.К.: «Облака» — это относительно новый термин, который придумали производители аппаратного и программного обеспечения. Он означает вычислительные ресурсы и программное обеспечение, которые предоставляются удаленно или сдаются в аренду. «Облака» — это больше термин, чем какая-то реальная инновация.

Т.Я.: На самом деле с «облачными» сервисами частный потребитель знаком уже давно — это электронная почта, социальные сети, Wikipedia, музыкальные сервисы (iTunes и др.). «Облака» — это тот редкий случай, когда технологии из личной сферы потребления пришли в корпоративную.

Кстати, днем начала эры «облачных» вычислений (cloud computing) считается 9 августа 2006 года. В этот день Эрик Шмидт — исполнительный директор Google — на конференции в США впервые использовал данный термин для обозначения модели аренды программных продуктов через интернет.

С.К.: И все-таки это не новое решение. С приходом интернета всегда человек, сидящий за компьютером, так или иначе использовал ресурсы другого компьютера, но это «облаком» не называли.

Т.Я.: Мне кажется, что ИТ-индустрия возвращается к тренду, который был десятилетия назад. Кратко его можно назвать централизацией. В 1970–1980-е идею централизации проповедовали производители мейнфреймов, теперь снова к ней вернулись, но уже на принципиально новом уровне, с новыми технологиями.

Э.: Сергей Евгеньевич, вы были несколько лет ИТ-директором «Аэрофлота», теперь работаете в той же ипостаси на «Почте России». Как в авиаперевозках и на почте используются «облака»?

Заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» Сергей Кирюшин krr1.jpg
Заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» Сергей Кирюшин

С.К.: Авиаперевозки — это одна из самых первых отраслей, где начали использоваться «облачные» сервисы. Еще до возникновения понятия «облака» называлось это «хостингом». Крупнейшие мировые авиакомпании являются пользователями глобальных систем бронирования и продажи билетов, где хранятся все их рейсы, места, классы, тарифы и т. д. Они называются инвенторными системами (предназначены для автоматизации коммерческой деятельности авиакомпании в части продажи пассажирских перевозок). Наиболее распространены в мире системы компаний Sabre и Amadeus. «Аэрофлот» пользуется системой Sabre. Кроме того, в глобальных дистрибутивных системах также на условиях «хостинга» бронируют все билеты и туристические агентства. При этом все данные о полетах находятся не на серверах авиакомпаний или агентств, а у этих глобальных провайдеров. Все системы бронирования, естественно, общаются друг с другом, также они интегрированы с аэропортами, эмиграционными службами и пр. Вот такой глобальный «облачный» сервис. Авиакомпании живут на нем десятилетиями.

Для «Почты России» необходимости для широкого использования «облаков» нет. Вся информация обрабатывается внутри локально, на собственных мощностях.

Э.: Коснемся терминологии. Вот у «Почты» есть сервис отслеживания почтовых отправлений? Это можно назвать «облачным» сервисом?

Т.Я.: Я через сайт Альфа-банка оплачиваю покупку по карточке. Это «облачный» сервис?

С.К.: Лично я не стал бы называть каждый удаленный сервис «облачным». Когда вы пользуетесь онлайн-банком либо покупаете товары в интернете — это, с моей точки зрения, не «облачный» сервис. Хотя точного определения не существует, каждый специалист воспринимает это понятие по-своему.

«Почта России» не предоставляет «облачных» сервисов, хотя у нас есть услуги, которые можно получить удаленно через интернет: узнать номер ближайшего почтового отделения или оформить подписку, и ряд других. И число таких удаленных услуг будет расти.

Т.Я.: А электронная почта («облачный» сервис, между прочим) убивает простую?

С.К.: Конечно, убивает. Но это касается частной переписки. А доля писем от юрлиц к физлицам не снижается (например, банки, торговые компании шлют информацию своим клиентам и пр.). Так что получается, что в целом объем писем даже немного растет.

 

Мнение эксперта

Дмитрий Торшин, генеральный директор компании Unicloud (группа компаний «АйТи»)

 torsh300-200.jpg

— На мировом рынке, особенно в развитых странах, вопрос о том, что собой представляют «облака» и «облачные» сервисы, дано уже неактуален. По сути, «облака» — реальный инструмент, которым пользуются тысячи и тысячи компаний, от малого до крупного бизнеса. Более того, интерес к «облачным» технологиям наряду с коммерческими структурами стали проявлять и государственные. Такие примеры есть уже в США и Великобритании.

В России практические шаги по внедрению «облачных» сервисов сейчас делают прежде всего представители малого и среднего бизнеса. В особенности это актуально в отношении новых компаний, которые не имеют доставшейся в наследство ИТ-инфраструктуры и, следовательно, вынуждены просчитывать разные способы ее получения. При этом интерес к «облачным» системам проявляют практически все компании, активно использующие информационные технологии в своей работе.

Не думаю, что «облака» смогут в обозримой перспективе заменить традиционные ИТ, но тот факт, что они будут расти все быстрее и больше, сомнений не вызывает. Это эволюционное развитие технологий, которыми бизнес пользуется каждый день, и удобства, которые дают «облачные» технологии, очень соблазнительны. Так, наша компания сама уже давно использует множество «облачных» сервисов: почту, хостинг, телефонию, корпоративные системы, связь. Это дает невероятную свободу и гибкость, поэтому можно с уверенностью утверждать, что скоро «облака» по достоинству оценят все современные компании.

Э.: Чем «облака» могут принести выгоду бизнесу?

Заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» Сергей Кирюшин krr3.jpg
Заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» Сергей Кирюшин

С.К.: Сейчас во многих случаях удобнее использовать внешние ресурсы, чем строить у себя в компании собственный дата-центр.

Представьте, что вы быстрорастущая компания, и вычислительные ресурсы нужны вам буквально через месяц. Строить свой центр обработки данных (ЦОД) — это долго, дорого и связано с рисками. В этом случае лучше доверить это специальным компаниям.

Во-первых, ваши первоначальные затраты будут намного ниже. Это не только стоимость техники, но и содержание специалистов. Во-вторых, в «облаке» вы можете взять столько вычислительных мощностей, сколько вам нужно в данный момент. А потом наращивать в зависимости от потребностей. Если вы покупаете серверы сами, то вам всегда надо все делать с запасом на будущее, при этом каждый год стоимость серверов в расчете на одну транзакцию существенно снижается. В-третьих, функционирование самого ЦОД — это непростая инженерная задача. Он требует мощных систем охлаждения, резервирования и т. д. Не говорю уже про необходимость создания серьезной экспертизы персонала по эксплуатации ЦОДа. Таким образом, у среднего предприятия нет ресурсов для круглосуточного качественного обслуживания ЦОДа. Ну и, в-четвертых, это, конечно, время. ЦОД вы будете строить как минимум год, а то два и больше. Для аренды же вычислительных ресурсов вам надо только купить качественный канал связи. Останутся только вопросы надежности и уровня качества услуг поставщика «облачных» ресурсов и информационной безопасности.

Э.: А в области программного обеспечения что могут дать потребителю именно «облака», а не просто удаленный доступ?

 yap1.jpg Председатель совета директоров группы компаний «АйТи» Тагир Яппаров
Председатель совета директоров группы компаний «АйТи» Тагир Яппаров

Т.Я.: «Облака» учитывают динамику бизнеса. Если он растет, то емкости можно докупать. А если он падает? В традиционной модели все сервисы и софт остаются на балансе компании, по ним идут амортизационные отчисления и т. д. В «облаке» можно просто уменьшить количество арендуемых мощностей.

То есть благодаря «облакам» у компании появляется еще одна степень гибкости. Особенно важно это для среднего бизнеса, которому планировать многолетние затраты (а затраты на ИТ именно такие) сложно.

Как ни странно, все больше интереса к «облакам» в области аренды приложений проявляет и крупный бизнес, хотя чисто финансово на первый взгляд выгоды никакой. Его привлекает гибкость и мобильность. Рассмотрим ситуацию, когда крупная компания открывает филиалы в нескольких регионах, на год, присматривается к рынку. В бизнес-плане у нее стоит, что если бизнес не пойдет, через год она филиалы закрывает. Конечно, в такой ситуации гораздо выгоднее купить услуги из «облака», чем закупать серверы, софт, все это устанавливать, нанимать айтишников и т. д. А потом через год это все куда-то девать.

С.К.: Хочу еще добавить про корпоративное ПО. Для него требуются серверы. Почему выгодна именно их аренда? Я видел расчеты, что стоимость оборудования для обработки, например, 1000 транзакций SAP за год снижается вдвое за счет выхода на рынок новых более производительных серверов. То есть если я сейчас покупаю «железо» для SAP, я уже знаю, что через год смогу купить нужное мне оборудование в два раза дешевле (хотя это справедливо не для всех классов серверов). Например, сегодня реализуется проект внедрения ERP. Допустим, мы покупаем 500 лицензий на какой-то модуль SAP. Но процесс внедрения и обучения персонала идет долго, и эти 500 лицензий будут задействованы еще года через два. А мощности — и «железо», и софт — покупаются уже сейчас. При этом мы понимаем, что железо будет дешеветь и год-полтора стоять недозагруженным. В этом случае «облачная» модель дает явные выгоды.

Э.: Я так понимаю, что все движется к тому, что через несколько лет «облако» для компаний будет такой же услугой, как электричество. «Облако из розетки». А зачем в таком случае будут нужны ИТ-службы компаний?

Заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» Сергей Кирюшин krr4.jpg
Заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» Сергей Кирюшин

С.К.: Да, есть такой тренд, CIO будет решать все меньше инфраструктурных задач и все больше задач по управлению информацией. При этом CIO, ИТ-директор несколько меняет профиль своей деятельности. Он начинает больше заниматься управлением информационными потоками, их анализом, построением эффективных бизнес-процессов, обучением сотрудников и пр.

А большая часть обслуживания «ИТ-хозяйства» будет передаваться на аутсорсинг.

Т.Я.: Еще одна функция, которая останется у ИТ-отдела, — это инновационная часть. На Западе не внедряют ERP так часто, как у нас. Работает у них система 10 лет, они совершенно не волнуются. Зато ИТ-отдел решает много задач, связанных с ростом бизнеса.

Я был на предприятии, которое занимается сбытом энергии на открытом рынке. Там у каждого продавца по три-четыре монитора. На них — куча аналитики про цены на энергию. А все данные поставляет и визуализирует ИТ-отдел. И именно этот анализ и есть главное ноу-хау этой компании.

А вот «облако из розетки» вряд ли когда-то будет в корпоративном сегменте. ИТ-система корпораций, скорее всего, будет представлять смешанный ландшафт. Всегда будут и «облачные» решения, и инсталлированные непосредственно в офисе компании. Задача ИТ-подразделения — все это связать, интегрировать, администрировать, обеспечить безопасность.

Э.: Как «облачные» сервисы повлияют на ИТ-отрасль? Есть уже отрасли, которые в корне поменялись из-за интернета и «облаков» в частности: музыкальная индустрия, медиа. А что же будет с ИТ?:

 yap2.jpg Председатель совета директоров группы компаний «АйТи» Тагир Яппаров
Председатель совета директоров группы компаний «АйТи» Тагир Яппаров

Т.Я.: Системные интеграторы, те компании, которые умеют делать сложные проекты, никуда не денутся, просто им надо поменять нишу. У крупных компаний-заказчиков всегда останутся уникальные процессы, процедуры, которые надо дописывать, интегрировать со стандартными решениями. Собственно, этим сейчас системные интеграторы тоже занимаются. Только теперь у нас будет интеграция с «облаками».

С.К.: Я рассматриваю тренд — все движется в «облака» — как естественный и глобальный. Единственное, что может помешать распространению «облаков», — это вопрос информационной безопасности. Сегодня он не решен. Если клиент работает с компанией, которая предоставляет «облачный» сервис, он должен ей доверять. Компания может потерять данные, они могут быть украдены и т. д.

Т.Я.: Тревога понятна. Но, с другой стороны, безопасно не там, где есть сотрудники вашей компании, а там, где безопасностью занимаются.

С.К.: Сейчас мы видим, что физических лиц вопрос безопасности не так сильно беспокоит. А вот для крупных компаний, банков вопрос информационной безопасности в «облаках» решается тяжело. И, конечно, 152-ФЗ в сегодняшней редакции практически ставит крест на «облаках».

Т.Я.: Согласен. В современном мире у специалистов по информационной безопасности есть понятие «периметр безопасности», граница. И это понятие учитывает все носители — удаленные и нет, где могут храниться ваши данные и к которым может быть доступ. А 152-ФЗ вообще не учитывает «облачной» концепции. По его парадигме все данные должны храниться на сервере компании и только.

Заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» Сергей Кирюшин krr5.jpg Фото: Даниил Примак
Заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» Сергей Кирюшин
Фото: Даниил Примак

С.К.: По закону мы должны сообщать любому человеку, чьи персональные данные мы имеем, где они хранятся. Вопрос — как это делать в «облаках»? Например, данные вашего почтового ящика Gmail могут находиться в десятке ЦОДов на разных континентах.

Ну и, конечно, главная проблема — сертифицированное ПО для защиты, которое мы должны покупать у специальных сертифицированных поставщиков. Даже если не брать в расчет его стоимость, какие версии операционных систем будет поддерживать это специализированное ПО? Сейчас эпоха мобильных устройств. Apple обновляет iOS раза два в год, Android — еще чаще. Производители этого специального ПО будут в состоянии поддерживать все версии мобильных платформ? С какой скоростью они будут выпускать обновления для каждой новой версии? Мне кажется, авторы закона об этом не думали.

Э.: Что еще, кроме проблем с безопасностью, настораживает потенциальных клиентов в «облаках»?

Т.Я.: Еще один нерешенный вопрос — смена поставщика «облачных» услуг. Технологически этот вопрос пока не решен, никаких стандартов нет. Хотя над ними усиленно работают. Сейчас при переходе от одного поставщика «облачных» услуг к другому — это проблема клиента.

Конечно, бизнес пока незрелый. В разговоре про «облака» принято ссылаться на Amazon и еще пятерку ведущих американских сервисов. А в России что? Пока всего очень мало. Так что не только заказчики не хотят, но и поставщики не могут.

Э.: Положительные примеры в России уже есть?

Т.Я.: Конечно! Такие сервисы, как «МоеДело» (бухгалтерия и отчетность для малого бизнеса), «МойСклад» (ERP-система для торговых компаний, включая интернет-магазины), «Мегаплан» (мощная система управления поручениями и не только) и ряд других систем уже несколько лет успешно используются тысячами организаций и, по информации самих компаний-разработчиков, показывают колоссальный рост выручки: 400% в год и даже более. Это, с одной стороны, доказывает высочайший спрос, но с другой — указывает на то, что мы находимся еще в начале большого пути перехода на «облака». Нельзя не отметить «облачные» сервисы гигантов ИТ-рынка — Microsoft Office 365 и Google Apps, которые очень успешно завоевывают все новых и новых потребителей.



ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ

Фото: ТАСС/ Сергей Ермохин

Ипотека

Черная метка для ипотеки

Российские банки активно повышают ставки по ипотеке на фоне роста ключевой ставки ЦБ и падающего рубля. Правительство намерено посвятить этой проблеме завтрашнее совещание после того, как президент заявил, что кабмин и Банк России должны будут подумать над специальными инструментами для поддержки жилищного кредитования. Но в нынешних макроэкономических условиях речь надо вести уже не о развитии рынка, а о спасении ипотечных заемщиков

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Розничная торговля

Как в последний раз

Население все активнее меняет слабеющий рубль на пока еще дешевые импортные товары. Одни импортеры уже прекращают продажи, другие ищут способ как можно дольше не повышать цены, боясь утраты доли рынка. Но в будущем году розничной торговле прочат стагнацию и рецессию, поскольку население уже потратит свободные рубли и охладеет к импорту, который все же подорожает

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Политика Центробанка

Кредитная пауза

Банк России рассматривает вопрос о приостановлении применения предельного значения полной стоимости кредита, чтобы поддержать рынок кредитования. А повышение ключевой ставки ради спасения рубля открывает простор для взлета кредитных ставок


РИА Новости


СМИ2


Фото: Реальное усыновление

Документальный сериал — от поиска героев до эфира



Прайм


Реклама
Реклама


ИноСМИ


TOP

  1. Почему 1998 год не должен повториться
    Цены на валютном и нефтяном рынках позволяют сравнивать сегодняшнюю экономическую ситуацию в ряде стран с 1998 годом, но и различий достаточно. Россия сейчас находится в более предпочтительном положении, но риски не стоит недооценивать
  2. Снова опять
    Происходящее сегодня на валютном рынке часто сравнивают с событиями 1998 и 2008 годов. Однако для иллюстрации масштаба угроз хотелось бы использовать несколько иной пример
  3. Европа в поисках газа
    Евросоюз просит удвоить пропускную способность азербайджанского газопровода TANAP для Европы в связи с закрытием проекта «Южный поток». Россия в этом случае получит дополнительную возможность для диверсификации поставок голубого топлива
  4. Доллар в 2015 году
    Я, хоть и доктор наук по экономике, не могу себя считать специалистом ни в политике центральных банков, ни во внешней торговле. Но математику в размере школьной программы знаю. Сев за компьютер, я попытался прикинуть курс доллара, который уравновесил бы платежный баланс России при продолжении падения цен на нефть. Понятно, что полученные мной оценки грубые и приблизительные, но это лучше чем ничего, мне так кажется
  5. А теперь в другую сторону
    Сворачивая программу денежного стимулирования, Соединенные Штаты одновременно превращаются в гигантский пылесос ликвидности, что может вызвать серьезные экономические проблемы в целом ряде как развитых, так и развивающихся стран


Infox


РИА Новости

Прайм