Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Трамвай «желание»

«Expert Online» 2012
Фото: ИТАР - ТАСС

В крупнейшем муниципалитете страны – Новосибирске – собираются строить скоростной трамвай и не намерены консервировать прокладку метрополитена. Однако ситуация выглядит патовой: собственных бюджетных ресурсов на решение обострившихся транспортных проблем городу не хватает уже давно. Уповать остается на помощь федерального центра, поиск новых инструментов финансирования и усиленную оптимизацию расходов – чтобы не построить то, что может оказаться ненужным.

В рамках IX Красноярского экономического форума был подписан меморандум о сотрудничестве в подготовке и реализации в Новосибирске проекта строительства линий скоростного трамвая. Документ подписали мэр Новосибирска Владимир Городецкий, а также руководители Внешэкономбанка (ВЭБ) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). На первом этапе, рассказал вчера журналистам первый вице-мэр Андрей Ксензов, администрация города выполнит технико-экономическое обоснование инвестиций и проведет оценку воздействия проекта на окружающую и социально-экономическую среду. Институты развития будут безвозмездно консультировать мэрию по вопросу подготовки технического задания и конкурсной документации. «Стороны намерены активно сотрудничать в подготовке финансовой структуры и правовой документации, включая концессионное соглашение, а также в организации конкурса по выбору концессионера. В свою очередь, ЕБРР и Внешэкономбанк готовы рассмотреть возможность финансирования проекта после проведения его экспертизы», – отметили в пресс-службе ВЭБа. По словам Андрея Ксензова, для строительства скоростного трамвая, скорее всего, будет создано акционерное общество, которое привлечет до 70-80% необходимых инвестиций. Согласно концепции развития этого вида транспорта, утвержденной в городе еще в 2010 году, стоимость строительства трех линий трамвая составит более 15 млрд рублей. На проектно-изыскательские работы по обоснованию инвестиций отводится 2012 год. По словам первого вице-мэра, по оптимистичным прогнозам строительство может начаться уже в 2014 году.

Скоростной трамвай – новый для Новосибирска вид общественного транспорта. Пока в городе существуют линии обычного трамвая, ходят троллейбусы, автобусы и маршрутные такси, а также действует единственный за Уралом метрополитен (по объемам пассажиропотока, кстати, уступающий лишь двум столичным подземкам). При этом исторически Новосибирск, сильно вытянутый вдоль Оби и раскинувшийся на двух ее берегах, обладает плохо связанной транспортной сетью. А с учетом разросшихся районов агломерации и, как следствие, большой маятниковой миграции населения ситуация выглядит плачевно.

Скоростной трамвай, конечно, не станет панацеей, но – в теории – сможет плотнее связать северную и южную части города, замыкаясь своими конечными остановками на узловые станции метро. Линии скоростного трамвая будут дополнять метрополитен, давая людям возможность мобильно осуществлять поездку в мегаполисе, избегая пробок на дорогах. Для этого планируется построить три диаметра общей длиной около 23 км. Линия в правобережье свяжет отдаленные 5-й и 6-й микрорайоны со станцией метро «Заельцовская», а на левом берегу диаметры пойдут от станций «Студенческая» и «Площадь Маркса» в западном и южном направлении (на ОбьГЭС).

Последние годы приоритетный проект в дорожном строительстве Новосибирска – третий мост через Обь. По словам Владимира Городецкого, только из муниципального бюджета в проект за два года было вложено более 3 млрд рублей (в целом строительство ведется на бюджетные кредиты Минфина, а также на средства областного и городского бюджетов). Понятно, что на другие жизненно необходимые развязки и дороги, а также на чрезвычайно затратный метрополитен денег в бюджете практически не осталось. К тому же деньги, понятное дело, требуются не только на дороги. В этих условиях проект скоростного трамвая, конечно, выглядит излишней роскошью.

Особенно ситуация возмущает представителей метростроения. И их можно понять. Москва, как известно, собирается за пятилетку построить четыре десятка новых станций. Миллиарды рублей на ближайшие годы закладывают в бюджетах для строительства метро власти Самары, Нижнего Новгорода и соседнего Омска. В Новосибирске же в текущем году на метрострой в бюджетах области и города заложено всего 228 млн рублей. Эти средства будут направлены на завершение обустройства 13-й станции «Золотая нива», а также на проведение проектно-изыскательских работ по перспективной станции «Доватора». Последнее дело необходимо, чтобы подготовиться к софинансированию строительства станции из федерального бюджета (заявка будет оформляться уже на 2013 год). Метростроители считают такие суммы копейками и сетуют, что при таком отношении города к отрасли все опытные специалисты переместятся в более хлебные места.

Вчера на встрече с ветеранами отрасли и метростроителями Владимир Городецкий в очередной раз констатировал, что без помощи федерального центра город подземку не потянет. «У федерального центра есть намерение вернуться к поддержке строительства новосибирского метрополитена. Сегодня с нами работает Минтранс РФ. Со своей стороны, мы должны обеспечить финансовое участие в новых проектах, что затрудняется строительством третьего моста через Обь. Надеемся, что во второй половине года мы получим ясность в выполнении распоряжения председателя правительства о финансовой поддержке строительства третьего моста. Тогда мы сориентируемся в наших возможностях, и высвободившиеся средства будут направлены на развитие метро», – отметил вчера мэр. По сути, впрочем, никакой особой перспективы не обозначив.

Кроме поиска новых инструментов финансирования, которые пока еще не совсем ясны, и постоянных надежд на Москву, в Новосибирске решили совершить еще один маневр. Как отметил Андрей Ксензов, в этом году мэрия потратит порядка 20 млн рублей на обследование пассажиропотока всех видов городского транспорта, а также пригородных маршрутов. Как справедливо заметил вчера начальник МУП «Новосибирский метрополитен» Владимир Кошкин, строительство станций – не самоцель, поскольку иногда даже одна станция позволяет существенно увеличить пассажирооборот. Вопрос – где ее построить? Данные нового исследования лягут в основу комплексной транспортной схемы города, рассчитанной до 2030 года. Возможно, когда появится такой документ, и ВЭБ, и ЕБРР помогут Новосибирску не только с проектом скоростного трамвая. «Внешэкономбанк и ЕБРР являются мощными институтами развития, которые дают основания серьезным экспертам оценивать крупные инфраструктурные проекты с точки зрения экологии, финансовой и технической составляющих. Кроме того, участие этих крупных финансовых структур привлекает при реализации подобных масштабных проектов до 80% частных инвестиций», – уверен первый заместитель мэра Андрей Ксензов.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама