Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Перемена мест слагаемых

«Expert Online» 2012
Фото: ИТАР-ТАСС

Правительство рассматривает возможность отказа от приватизации Новороссийского морского торгового порта (НМТП). Принадлежащие Росимуществу и РЖД 25% его акций предлагается напрямую продать НК «Роснефть».

По данным российских СМИ, письмо главе правительства Владимиру Путину с таким предложением направил в конце января вице-премьер Игорь Сечин. Порт входит в список госкомпаний, пакеты в которых должны быть приватизированы в 2011–2013 годах. Сечин отмечает, что в настоящий момент в соответствии с поручением первого вице-премьера Игоря Шувалова осуществляется подготовка к приватизации 20% акций НМТП, принадлежащих государству через Росимущество. Кроме того, 5% порта государство контролирует через РЖД, при этом, отмечает вице-премьер, в правительство до сих пор не представлены предложения, касающиеся этого пакета акций. В связи с этим предлагается провести приватизацию госпакета НМТП путем продажи его акций напрямую «Роснефти»: «C учетом стратегического значения НМТП для государственных интересов и происходящих изменений в структуре капитала данного общества представляется целесообразным обеспечить консолидацию данных пакетов акций, составляющих блокпакет, и последующее приобретение консолидированного пакета национальной нефтяной компанией "Роснефть" по цене, определенной независимым оценщиком».

Премьер, в свою очередь, поручил Росимуществу, Минэкономразвития и Минтрансу проработать этот вопрос.

Группа НМТП является крупнейшим в России и третьим в Европе портовым оператором по объему грузооборота. Группа объединяет стивидорные компании «Новороссийский морской торговый порт», «Приморский торговый порт», «Новороссийский зерновой терминал», «Новороссийский судоремонтный завод», «Флот НМТП», «Новорослесэкспорт», ИПП и «Балтийская стивидорная компания».

«Передача госпакета акций от одной госкомпании к другой выглядит очень странным и нецелесообразным решением, — считает аналитик "Инвесткафе" Кирилл Маркин. — В последние годы государство всеми силами активно пытается снизить процент своего присутствия в экономике страны, и разговоры об этом опять возобновились с новой силой, поскольку грядут выборы президента России. Исходя из этого, логично было бы услышать предложение о конкурсной приватизации госпакета, когда акции НМТП достанутся тому, кто предложит наибольшую сумму, пусть это и будет госкомпания. Но, повторюсь, это будет просто перекладыванием из одной корзины в другую».

С ним согласна аналитик ИК Rye, Man & Gor securities Елена Садовская, по мнению которой, следуя правилу, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется, смысла в такой сделке с точки зрения влияния на привлекательность бумаг НМТП мало. «Однако возможность сделки с "Роснефтью" может вызвать спекуляции по поводу оценки порта и стать драйвером для спекулятивных покупок, — отмечает она. — Для "Роснефти" участие в управление портом — стратегически важная задача. Через НМТП компания экспортирует порядка 20% своей нефти. С другой стороны, высокая цена покупки (на IPO НМТП в 2006 году блокпакет стоил около 1,2 млрд долларов) может негативно сказаться на росте капитальных затрат "Роснефти", которые в 2012 году ожидаются на рекордном уровне 16 млрд долларов».

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что предложение, внесенное в правительство, мягко говоря, необычное. «Во-первых, потому, что оно идет вразрез с намеченной приватизацией порта, во-вторых, с тем, что делаются преференции для одной компании, в-третьих, потому, что государство фактически лишается возможности получить нормальную цену за этот пакет, — говорит он. — И, наконец, самое главное, что удивляет, так это то, что чиновники спохватились только сейчас, когда будет продаваться лишь 20% пакета, а когда пару лет назад компания переходила из рук в руки, никто не проявлял подобной озабоченности».

Если этот сценарий реализуется, то, по мнению аналитика, это будет какой-то извращенной приватизацией актива. «Это крайне опасно по целому ряду причин. Во-первых, это может поставить под удар инвестиционную привлекательность России в целом, ведь инвесторы не будут до конца уверены в том, что они смогут что-то купить у нас. Во-вторых, такой сценарий, объясняемый "высшей необходимостью", может реализоваться в отношении других активов, готовящихся к продаже. В-третьих, исходя из этого сценария можно сделать вывод, что власти не уверены в нынешних владельцах НМТП, а ведь среди них есть и государственная "Транснефть", — рассуждает Дмитрий Баранов. — То есть она вышла из доверия и может развивать актив в "неправильном" направлении? Получается, что теперь любая частная компания, владеющая активом с долей государства, становится ненадежной? Этот путь ведет в никуда, он абсолютно непродуктивен и чреват самыми тяжелыми последствиями».

В то же время, отмечает аналитик «Финама», «Роснефть» вполне успешно сотрудничает с НМТП уже много лет. «Каких-либо конфликтов между компаниями нет, по крайней мере крупных. Ничего не мешает им продолжить сотрудничество и далее в таком формате, — считает он. — Вызывает сомнение, что приобретение такого пакета как-то серьезно улучшит взаимоотношения между НМТП и "Роснефтью" или даст компании какие-то особые условия сотрудничества. Право участия в управлении портом приобретение такого пакета, конечно же, даст, но все равно представителей других акционеров в составе совета директоров и в топ-менеджменте будет больше, то есть и здесь особого смысла нет. Единственный плюс, который может быть в таком приобретении, заключается в получении дохода от деятельности порта, но вряд ли объем поступлений сможет превысить доход от основной деятельности».

Если же пакет НМТП все же будут приватизировать по ранее предлагавшейся схеме, то, говорит Дмитрий Баранов, на него появятся и другие претенденты, а значит, борьба будет жесткой и стартовая цена может быть превышена. «Кстати говоря, ничего не мешает "Роснефти" также принять участие в торгах по продаже пакета акций НМТП, когда он будет объявлен», — полагает он.

По мнению аналитиков «ТКБ Капитал» Марии Кальварской и Татьяны Задорожной, на данный момент основными кандидатами на получение госдоли НМТП являются «Сумма» и «Транснефть». «Формат предложенной сделки, предполагающий, что другая госкомпания "покупает" пакет акций, не выглядит как чистая приватизация. Мы также не видим реальных экономических предпосылок для осуществления сделки, принимая во внимание бизнес "Роснефти" и отсутствие опыта управления портовыми активами», — полагают они.

Важен сам процесс управления собственностью: какая компания является наиболее эффективным управленцем, та и должна иметь в своих руках нити организации процесса вне зависимости от формы собственности, считает Константин Гречухин, начальник отдела методологии оценочной деятельности АКГ «МЭФ-Аудит». «На первый взгляд актив может профильным не показаться. Но из Новороссийска идут большие поставки российской нефти в Средиземноморье. А крупнейшим акционером НМТП в 2010 году стала Novoport Holding Ltd (50,1%, бенефициарами которой являются "Транснефть" и группа "Сумма", — отмечает аналитик. — Стоимость данного пакета с учетом рыночных премий на тот момент составляла, по различным предположениям, около 1,8 млрд долларов. Вполне вероятно предположить, что сейчас стоимость приватизируемого пакета составит приблизительно половину стоимости. В настоящее время говорить о прямом конфликте будущих акционеров довольно сложно. Но процесс совместного управления не может абсолютно гладким — естественны и разногласия, и вероятные пути их разрешения».

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Альфа-банк меняет карты

    Альфа-банк приступил к полному обновлению своей линейки дебетовых карт — новая линейка вступила в силу 25 сентября. Флагманским продуктом в ней станет Альфа-карта

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама