Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!
Экономика

Подозрительные тарифы

«Expert Online» 2012
Фото: ИТАР-ТАСС

Принудительное укрупнение российских авиакомпаний, которое началось в прошлом году после серии авиакатастроф, вынуждает государство применять административные меры для борьбы с возросшей непрозрачностью ценовой политики перевозчиков. Однако пассажирам вряд ли стоит надеяться на скорое снижение тарифов.

Вопросы, связанные с тарифной политикой и системами продаж авиабилетов, планируется обсудить на одном из заседаний экспертного совета ФАС по развитию конкуренции на воздушном транспорте, сообщили в антимонопольном ведомстве. К этой работе также подключатся представители антимонопольных органов стран СНГ, а в перспективе, возможно, и некоторых государств Евросоюза.

Вопросы ценообразования на рейсы по различным направлениям достаточно часто становятся предметом рассмотрения ФАС, и по ряду случаев в действиях авиакомпаний по установлению цен на авиабилеты выявлены нарушения антимонопольного законодательства, заявил начальник управления контроля транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Рутенберг.

По его словам, цены на билеты российских авиакомпаний целиком зависят от конкуренции на том или ином маршруте, а ФАС постоянно проводит проверки цен на авиабилеты по различным направлениям, так как жалобы от пассажиров поступают регулярно. Клиенты авиакомпаний жалуются на необоснованно высокую стоимость перевозок, продажу билетов по тарифам, которые кратно различаются между собой при отсутствии каких-либо отличий при обслуживании. Пассажиры недовольны порядком применения дополнительных сборов, условиями возврата билетов, а также тем, что авиакомпании отправляют в рейсы самолеты с пустыми креслами, вместо того чтобы снижать билеты на рейсы, не пользующиеся спросом.

«В рамках своих полномочий регуляторы должны исключить возможность злоупотребления авиакомпаниями, доминирующими на рынке, своим положением, в том числе путем ценовых манипуляций», — пояснил «Российской газете» Дмитрий Рутенберг.

Билеты на авиарейсы, напоминает издание, продаются с использованием специальных систем продаж. Одна из них — система управления доходами (RMS). С ее помощью авиакомпании регулируют загрузку воздушных судов: компьютер исходя из данных о количестве пассажиров, в том числе и в прошлых сезонах, анализирует распределение потоков по рейсам, маршрутам и датам. По некоторым данным, применение этих систем увеличивает доход авиакомпании на 4-6% в год. Антимонопольщики хотят выяснить, насколько системы управления доходами отвечают возложенным на них функциям по регулированию тарифных предложений в зависимости от времени продажи билета, характеристик по условиям применения тарифов и продажи билетов, от степени загрузки воздушного судна.

По мнению Кирилла Маркина, аналитика «Инвесткафе», желание ФАС вмешаться в тарифную политику авиакомпаний с целью установления более прозрачного и понятного ценообразования на воздушные перевозки похвально. «Впрочем, Росавиация и Минтранс, в ведении которых находится рынок гражданской авиации, имеют куда более непосредственное отношение к формированию цен на авиабилеты, — отмечает он . — Именно эти два ведомства регулируют конъюнктуру рынка и устанавливают «правила игры». И, если на каком-либо маршруте конкретный авиаперевозчик имеет монопольное положение, то это уже заслуга Росавиации и Минтранса, но никак не личное достижение самой компании. При этом необходимо понимать, что одна и та же компания может иметь значительный разброс цен на авиабилеты относительно конкурентов в зависимости от направления».

Главное для ФАС, считает аналитик, — это не навредить самой структуре ценообразования и рынку в целом путем активного вмешательства в бизнес-процессы отечественных авиакомпаний. «Более верным решением будет разработка совместных с Росавиацией и Минтрансом мер по либерализации отрасли и стимулированию конкуренции», — полагает он.

Российский рынок авиаперевозок существует изолированно от мировой транспортной системы, и его доля в общем объеме международных авиаперевозок составляет около 2,5% всего рынка, напоминает начальник отдела методологии оценочной деятельности АКГ «МЭФ-Аудит» Константин Гречухин. «Поэтому можно сказать, что он развивается по своим законам. Однако в таких случаях важно, чтобы отличия были не слишком разительны от общего тренда. Результат деятельности последних лет привел к общему недовольству, как потребителей, так и вслед за ними и ФАС, — говорит он. — И вряд ли проверка антимонопольщиков может повредить устойчивой системе. Расследование должно быть комплексным и обоснованным, поэтому привлекаются эксперты из других стран, что поможет выявить возможные проблемы, получить консультации по их преодолению, выработать определенные нормы».

По крайней мере, считает аналитик, все эти действия должны сделать более понятной потребителям систему тарификации, ведь зачастую пассажиры одного и того же рейса не могут понять большие различия в стоимости билетов при том же комплексе предоставляемых услуг. «Так, например, бортовое питание, по мнению многих, зачастую просто не может отражать уплаченную цену за билет. И если жалобы потребителей не единичны и позволяют судить о каком-то отрицательном тренде, то проведение подобной проверки просто необходимо, — полагает он. — И по результатам проверки будет понятно, где необходимо принимать меры по урегулированию ситуации. То ли необходим пересмотр требований государственных органов, то ли понимание норм законодательства самими авиакомпаниями. А резкого снижения стоимости билетов ожидать, наверное, не стоит».

Цены на российском рынке авиаперевозок сильно завышены по сравнению с аналогичными перелётами в странах Евросоюза, считает аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова. «Во многом это объясняется тем, что в России по многим направлениям существует монополия одного перевозчика. Поэтому вмешательство ФАС может помочь в установке более справедливого ценообразования, — говорит она. — Основная вина за завышение цен на билеты лежит на авиакомпаниях. Однако существует ряд факторов, которые затрудняют снижение цен даже в том случае, если бы авиаперевозчики захотели найти возможности по снижению тарифов. В частности, из-за слабо развитой транспортной инфраструктуры невозможно выбрать альтернативный аэропорт с меньшими платежами, трудно найти более дешевое топливо. Авиакомпании зачастую сталкиваются с определенными сложностями при сбыте авиабилетов по причине отсутствия налаженной системы доступа граждан к их приобретению. В результате авиаперевозчики вынуждены устанавливать более высокие цены, чтобы компенсировать потери от непроданных мест в самолете».

Вероятнее всего, полагает аналитик, цены на авиаперевозки после проверок ФАС будут снижены, так как подобные ситуации уже наблюдались в ряде других областей. «Однако российский рынок авиаперевозок в целом на сегодняшний день не готов к переходу на более низкие тарифы, поэтому подход в данном вопросе должен быть комплексным и потребует длительного времени», — говорит она.

Как напоминает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, ФАС уже неоднократно «расследовал» деятельность авиакомпаний, включая ценообразование, да и между проверками «держит руку» на пульсе всего авиационного рынка, но особого успеха это не принесло. «Цены на билеты растут, объемы авиаперевозок растут крайне медленно, а в кризис вообще упали. Поэтому очередная проверка вряд ли способна кардинально изменить ситуацию, — уверен он. — Установленные государством «правила игры» на авиарынке, конечно же, оказывают большое влияние на ценовую политику авиакомпаний, но еще большее влияние оказывают многочисленные партнеры и контрагенты авиакомпаний, фирмы оказывающие им различные услуги, реализующие им всяческие товары. Поэтому если уж и проводить проверку авиарынка, то тогда надо проверять не только авиакомпании, но и аэропорты, топливо-заправочные комплексы, сервисные службы, ремонтные предприятия, и т.п. Потому что только так все проблемы отрасли можно будет увидеть в комплексе, и тогда не будет повода обвинять авиакомпании в высоких ценах на билеты, если в результате проверки выяснится, что с перевозчика дерут втридорога и в аэропорту, и при поставке бортового питания, и при заправке его бортов».

Аналитик полагает, что ожидать снижения цен пассажирам не стоит, так как ФАС собирается проверять только перевозчиков. «Все прочие участники рынка останутся «неохваченными», а значит, их товары и услуги, которые они продают авиакомпаниям, не подешевеют, и у перевозчиков фактически не будет резерва для снижения цен на свои услуги, — говорит он. — Если круг проверяемых будет расширен и в него войдут все компании, так или иначе причастные к авиаперевозкам, и их проверки позволят снизить стоимость товаров и услуг, которые они продают перевозчикам, то тогда шанс на снижение цен на авиабилеты появится. Но ни размер снижения цен, ни сроки назвать нельзя, так как ценообразование зависит от большого числа факторов, и учесть их все абсолютно точно просто невозможно. Но уже одно то, что цены на авиабилеты могут снизиться пусть и в среднесрочной перспективе, должно обнадеживать пассажиров. Кстати говоря, это зависит и от самих пассажиров, ведь если они будут чаще летать, то авиакомпании смогут рассмотреть возможность снижения цен, но доход их не уменьшится, так как пассажиров будет больше».

Валерий Чичканов, доктор экономических наук, вице-президент «Российского союза инженеров», уверен, что вмешательство ФАС не может навредить сложившейся бизнес-системе. «Авиарынок должен стать более прозрачным — это как раз задача ФАС. К сожалению, сегодня ни о какой прозрачности не может быть и речи, а в формировании тарифов отсутствует какая-либо логика, — считает он. — Все структуры авиарынка являются взаимосвязанными. Федеральная тарифная служба в лице ее руководителя Сергея Новикова обязана следить за тем, насколько политика государства отражается в тарифных планах коммерческих организаций. Если этого не происходит, то должна подключаться Федеральная антимонопольная служба. Государственные органы должны работать на одной волне. Существуют примеры из других отраслей. Например, на цены на бензин могут влиять и государственные службы, и ФАС, и коммерческие предприятия. Почему же тогда цены на нефтепродукты постоянно растут? Больше всего в этом виноваты коммерческие компании, для которых существует только одна цель — увеличение прибыли. Чем больше прибыль, тем лучше, а социальные вопросы отодвигаются на задний план».

Сегодня коммерческие структуры обходят препоны и ФАС, и тарифных служб, полагает аналитик. «Ведь чаще всего штрафные санкции совершенно незначительны и не идут ни в какое сравнение с получаемой прибылью. На мой взгляд, на авиарынке необходимо отработать четкую тарифную политику — обязательно с учетом социально-экономического развития территорий, учитывая, в том числе, и уровень заработной платы. Необходимо также создать жесткую систему наказания, которая пока остается очень слабой и нечувствительной, — говорит он. — Что касается снижения цен, то здесь можно сказать, что надежда умирает последней. Но однозначно снижения тарифов ожидать стоит. Если посчитать стоимость перелетов из Москвы до других российских городов — Екатеринбурга, Хабаровска, Кисловодска, а затем сравнить километраж полетов, то мы здесь не увидим никакой логики, вычислить закономерность не удастся. А если сравнить стоимость перелетов с зарубежными компаниями, то сравнение опять будет не в пользу отечественных перевозчиков. Непонятно также, почему в праздничные дни цены на перелеты так сильно повышаются — ведь в небе ничего не меняется, да и цены на топливо остаются прежними».

Ситуация тяжелая, подчеркивает Валерий Чичканов, но ее необходимо решать в первую очередь Федеральной тарифной службе, а в случае каких-либо отклонений — ФАС.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки

    Рынок новостроек станет чище, а дольщики заплатят за свои гарантии

    Девелоперы предлагают поторопиться с покупкой квартир, поскольку ввиду новых правил долевого строительства новостройки могут подорожать уже к началу будущего года


    Реклама