Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!
Экономика

К полету готов

«Expert Online» 2012
Фото: ИТАР-ТАСС

Основной отечественный производитель грузовых самолетов «Авиастар СП» (Ульяновск, входит в Объединенную авиастроительную корпорацию — ОАК) сообщил о том, что заключил контракт с Министерством обороны на модернизацию и продление ресурса самолетов Ан-124, принадлежащих российской военно-транспортной авиации. За три года, согласно контракту, ульяновскому авиазаводу предстоит модернизировать шесть самолетов Ан-124 «Руслан», два из которых уже прибыли в Ульяновск. По словам генерального директора «Авиастар-СП» Сергея Дементьева, этот контракт обеспечит завод дополнительной загрузкой производственных мощностей, персонала. «Кроме того, "Авиастар" сохранит компетенции в производстве уникальных самолетов "Руслан". В производственной программе предприятия до 2020 года предусмотрено возобновление строительства "Русланов"», — заметил глава авиастроительного завода.

Контракт российского Минобороны на модернизацию «Русланов» может стать «первой ласточкой» возобновления производства этих самолетов в Ульяновске. «Ан-124», разработанный в КБ Антонова в 70-е годы прошлого века и серийно выпускавшийся до середины 90-х годов прошлого века в Ульяновске и Киеве (официально его серийное производство в России было приостановлено в 2004 году), до сих пор остается мировым рекордсменом по грузоподъемности среди самолетов — до 150 тонн. Всего было выпущено 56 таких машин, и последние 15 лет и Россия, и Украина постоянно говорят о том, что надо вновь начать строить «Русланы». По расчетам экспертов — и военных, и коммерческих эксплуатантов в виде, например, авиакомпании «Волга-Днепр», потребность мирового рынка в таких большегрузных самолетах до 2035 года оценивается в 107 машин: 80 — для гражданских перевозчиков и 27 машин военного применения. Впрочем, в отношении «Русланов» термины «военный» и «гражданский» довольно условны. В 1985 году на «военном» «Руслане» из Владивостока в Якутию впервые перевезли «гражданский» груз — 150-тонный карьерный самосвал. А «гражданские» Ан-124–100 американские военные фрахтовали во время войны в Персидском заливе для перевозок зенитно-ракетных комплексов Patriot (наши ЗРС С-300, кстати, тоже прекрасно себя чувствуют в этих гигантских самолетах). Американцам это так понравилось, что спустя 10 лет они привлекли уже российскую гражданскую авиакомпанию «Волга-Днепр» к перевозке грузов на «Русланах» для обеспечения деятельности международной группировки войск в Афганистане. Сейчас, судя по всему, эта же авиакомпания будет вывозить через Ульяновск войска НАТО обратно в Европу.

Неудивительно, что «Волга-Днепр» уже несколько лет заявляет, что в среднесрочной перспективе готова купить до 40 Ан-124–100 (коммерческая версия Ан-124). Еще шесть-семь машин хочет авиакомпания «Полет». Десять новых «Русланов» заявлено для российских военных до 2020 года. Новые версии этих самолетов хотят в Украине, Арабских Эмиратах и Кувейте. Российское МЧС на днях вновь подтвердило, что готово приобрести в свой парк Ан-124 новой серии. «Мы подтвердили свою заинтересованность в самолетах "Руслан". Но условия возобновления их производства, насколько я знаю, достаточно жесткие. Нужен большой стартовый заказ. С нашей стороны была направлена заявка на два таких самолета», — передали «Известия» мнение на этот счет директора Федерального государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России Рафаэля Закирова.

Несмотря на явную и продолжительную потребность военного и гражданского мировых рынков в самолете Ан-124, решения правительства России о возобновлении его выпуска на «Авиастаре-СП» пока нет. Возможно, это связано с ценой самого самолета. По мнению ОАК, для того чтобы окупить затраты на возрождение производства Ан-124 в Ульяновске, нужно произвести там 60 «Русланов» по цене 300 млн долларов за машину (в 2007 году называлась цена вдвое ниже — 140 млн долларов за «Руслан»). Возможно, не готов сам «Авиастар-СП», на который после долгих лет простоя вдруг обрушился огромный государственный оборонный заказ по производству военно-транспортной авиации. Возможно, так до конца и не удалось разрешить все разногласия с разработчиком самолета — КБ Антонова, находящимся на Украине. В принципе большинство экспертов согласны с тем, что восстанавливать в Киеве производство «Русланов» нецелесообразно. Но оттуда в Ульяновск будут поступать множество комплектующих для производства «Русланов». Цена и объем этих поставок — еще один повод для многочисленных дискуссий.

Поэтому пока можно говорить о начале на «Авиастаре» широкомасштабной программы по модернизации «Русланов». Российскому Министерству обороны надо модернизировать два десятка имеющихся у него Ан-124, два из которых уже сделаны и на шесть заключен твердый контракт. Их переводят в версию Ан-124–100, увеличивая срок службы с 25 до 45 лет, ресурс — до 50 тыс. часов и количество полетов — с 6 тыс. до 10 тыс. На военных «Русланах» также ставят головной компьютер, современную систему связи, шумоглушение двигателей и аппаратуру слежения для предотвращения столкновений с землей и другими воздушными судами.

Параллельно этому «Авиастар» будет заниматься модернизацией и гражданских Ан-124. На прошедшем в прошлом году МАКСе между КБ Антонова и российскими участниками было подписано техническое задание по модернизации «Русланов» авиакомпании «Волга-Днепр» в версию Ан-124–111 с двигателями Д-18Т серии 3М (производятся на украинском предприятии «Мотор Сич»). На этом самолете будет существенно обновлено БРЭО, модернизирована силовая установка, снижена численность экипажа. Второй этап сотрудничества — непосредственный выпуск на «Авиастаре» модернизированного самолета Ан-124–200 (300). Согласно техзаданию, он должен иметь «стеклянную» кабину экипажа, цифровую авионику и системы, модернизированный планер, маршевые двигатели с системой типа FADEC (для Ан-124–300 украинское ЗМКБ «Прогресс» создаст двигатель Д-18Т сер. 5 тягой 28 тонн), и должен быть расширен диапазон применения самолета по температуре и высоте расположения взлетно-посадочной полосы. Генеральный конструктор ГП Антонов Дмитрий Кива заявил на МАКС-2011 о том, что «Авиастар-СП» по своим технологическим возможностям будет готов начать выпускать модернизированные самолеты Ан-124–200(300) уже с 2014 года. 

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки

    Рынок новостроек станет чище, а дольщики заплатят за свои гарантии

    Девелоперы предлагают поторопиться с покупкой квартир, поскольку ввиду новых правил долевого строительства новостройки могут подорожать уже к началу будущего года


    Реклама