Приобрести месячную подписку всего за 240 рублей
Экономика

Охлажденный триумф

«Expert Online» 2012
Фото: AP

Facebook, ее основатель Марк Цукерберг и банки-андеррайтеры, готовившие размещение акций компании на бирже, будут отвечать в суде перед недовольными акционерами. В иске, поданном в суд Манхэттена, утверждается, что ряд инвесткомпаний непосредственно перед IPO Facebook пересмотрели прогнозы по динамике развития эмитента в худшую сторону, но данные не были раскрыты для всех инвесторов. Компания уже заявила, что иск является необоснованным.

Другой иск, поданный в суд Сан-Матео округа Калифорнии, содержит обвинение, что Facebook и андеррайтеры так оформили документы к IPO, что они вводили в заблуждение инвесторов. Morgan Stanley, ведущий андеррайтер размещения, уже указал, что действовал в соответствии с правилами. Между тем западные СМИ сообщили, что банковский комитет сената может начать разбирательство по этому вопросу.

Эти события омрачили одно из самых ожидаемых событий фондового рынка последнего времени. Самым первым «звонком» для Facebook стал технический сбой на бирже NASDAQ, происшедший в пятницу, непосредственно в день размещения акций. Торги начались с опозданием на полчаса из-за сбоев в работе программного обеспечения. В дальнейшем же все и вовсе пошло по негативному сценарию: цена акций после IPO упала на фоне опасений, что компания была переоценена консультантами размещения. Акции Facebook вчера завершили торги ростом на 3,2%, до 32 доллара за бумагу. После размещения по цене 38 долларов за акцию они упали во вторник до 31 доллара. Но прирост стал лишь небольшой передышкой – акции по-прежнему торгуются почти на 16% ниже, чем стоили непосредственно после IPO. И, как пишет Bloomberg, многие собираются от них избавиться сразу, как только они достигнут хотя бы близких к размещению отметок (если, конечно, это произойдет).

В ситуации с Facebook единственной неожиданностью стали сроки ее реализации, говорит замдиректора аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. Компания была настолько неадекватно оценена, что это не могло не сказаться на котировках. К примеру, самый простой сравнительный коэффициент P/E (фактически показатель окупаемости инвестиций в акции эмитента) при IPO составил 107. Для сравнения: по «Яндексу» – 34,9 (очень высокий показатель за счет фактора emerging markets), Yahoo – 17,5, Google – 18,5. Кроме того, речь идет о компании, не обладающей реальными активами на сумму, в которую была оценена, не имеющей возможности прогнозировать долгосрочную динамику финансовых показателей за счет неочевидности бизнес-модели. Так что было понятно, что IPO станет «похоронами» для позиций рядовых участников, но все-таки хотелось думать, что это будет сделано более красиво и пара недель у инвесторов будет. 

Особенно странно интерес инвесторов и положительные прогнозы по компании выглядели на фоне результатов осеннего размещения Groupon Inc, владеющей крупнейшим в мире онлайн-сервисом по предоставлению скидок, чьи акции с ноября упали более чем на 50% и по которой уже идут судебные процессы. Российский рынок может для примера вспомнить печальное размещение акций ВТБ, которые также за счет некорректной оценки при IPO подняться выше смогли лишь в первые дни торгов, после чего несли участникам размещения только потери.

Любое IPO, напоминает аналитик ИК «Трейд-портал» Алексей Рыбаков, – это по определению рискованная затея, так как при первичном размещении почти всегда наблюдается асимметрия распределения информации о размещаемой компании: собственник всегда знает о делах эмитента лучше, чем инвестор (который знает только то, что ему сообщит собственник). Перед IPO Facebook была проведена масштабная рекламная кампания, которая создала ажиотажный спрос на акции. Сразу после размещения ажиотаж спал, и инвесторы стали пристально рассматривать, а что они такое купили на самом деле? Сравнили Facebook по коэффициентам с компаниями-аналогами, и «вдруг» выяснилось, что FB почему-то стоит дороже Apple, дороже Google. В несколько раз. А фундаментальных причин, указывает эксперт, для этого нет. Поэтому падение котировок сразу после IPO – закономерно, и иск к организаторам имеет под собой мало оснований. Один из подавших иск считает, что информация о реальном состоянии бизнеса компании скрывалась, но ведь на переоцененность FB указывали все специалисты.

Причем, уверена Елена Чернолецкая, вероятно, что цена акций Facebook будет падать и дальше: даже если под влиянием судебных исков андеррайтеры попробуют переставить цены наверх, репутация компании уже испорчена настолько, что объем продаж от инвесторов при любой попытке роста акций еще долго будет мешать подъему. Но, возражает начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк, Facebook – не «пузырь», это реальный бизнес с достаточно понятной моделью, хотя и не очень ясной долгосрочной перспективой. «Мы полагаем, что потенциал коррекции бумаг Facebook к цене размещения составляет 20-30%, то есть ожидаем стабилизации цен в диапазоне 20-25 долларов. Эта коррекция может занять несколько месяцев», – прогнозирует аналитик.

Сейчас компания ищет выход из ситуации. По крайней мере, сегодня появилась неподтвержденная информация, что Facebook может провести листинг своих акций на NYSE, о чем ведет переговоры. Таким образом, социальная сеть продолжает развивать свою стратегию привлечения новых средств для успешного развития, и даже проблемы с размещением на NASDAQ и судебные иски вряд ли как-то негативно повлияют на дальнейшую судьбу Facebook, считает аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. Интерес к компании у инвесторов по-прежнему остается высоким, и листинг на NYSE позволит соцсети подобрать удобное время для выхода и на эту площадку, где инвестиционный спрос может оказаться выше азиатского. Выждав определенное время и дождавшись стабилизации рынков, Facebook сможет разместиться и на других площадках, привлекая все больше средств на внутренние программы.




    Реклама

    Системный подход к инжинирингу и подготовке кадров

    Об опыте и о новых идеях рассказывает генеральный директор МВШИ Вальтер Рац


    Реклама