Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Режиссура жюри

«Expert Online» 2012
Кадр из фильма «Я буду рядом»

Решение жюри присудить гран-при картине Павла Руминова «Я буду рядом» оказалось самым неожиданным, а для кого-то шокирующим, сюрпризом минувшего Кинотавра. В этом году конкурс был сильным, а главная интрига фестиваля заключалась в том, как проявит себя жюри, состоящее в основном из молодых режиссеров: Анны Меликян, Бакура Бакурадзе, Алексея Федорченко, Николая Хомерики и Александра Котта. Напомню, что возглавил судейскую команду режиссер и опытный педагог — Владимир Хотиненко. До самого финала фаворитами конкурса считались две радикальные драмы: «Жить» Василия Сигарева и «Конвой» Алексея Мизгирева. Именно эти картины в итоге выиграли наибольшее количество призов.

Выбор фильма-победителя можно трактовать как шанс его режиссеру, Павлу Руминову, чьи предыдущие триллеры «Человек, который молчал» (2004) и «Мертвые дочери» (2007) вызвали неоднозначную реакцию у критиков и публики. Одной из предпоследних удач режиссера можно считать короткометражку «Два часа», построенную на искрометных диалогах героев, которые те ведут во время непредсказуемого новоселья. «Я буду рядом» — первый по-настоящему зрительский полнометражный проект киномана Руминова, снятый изумительным оператором Федором Ляссом в духе американского независимого кино. В центре сюжета трагедия неизлечимо больной матери-одиночки (Маша Шалаева), которая вынуждена искать приемных родителей для своего шестилетнего сына. Фильм построен на внутреннем конфликте героини, изо всех сил скрывающей свою слабость. Невозможно остаться безучастным к хрупким семейным отношениям, изящному монтажу, воздуху городских зарисовок. В почти документальных импровизациях Руминову мало равных. Мощнейший эффект производит сцена в зале игровых автоматов. Однако музыка порой слишком эмоциональна для подобной картины. «Я буду рядом» существует и в более полной — телевизионной версии. Хочется верить, что приз Кинотавра привлечет внимание к этой нежной, сложносочиненной, а потому уязвимой истории. 

Сразу три награды завоевал фильм «Жить». Василий Сигарев получил приз «за лучшую режиссуру», Алишер Хамидходжаев «за лучшую операторскую работу», также этой картине был присужден приз Гильдии киноведов и кинокритиков. В 2009 году Сигарев стал обладателем гран-при Кинотавра за сказку-страшилку «Волчок». Премьера «Жить» обернулась одним из самых сильных впечатлений минувшего фестиваля. Герои трех историй не готовы смириться со смертью близких людей. В электричке парни забивают ногами мужа героини первой сюжетной линии. По дороге к матери гибнут девочки-близняшки во второй. В третьей — молчаливый сын не дожидается отца, который отважился на самоубийство. Жена, мать, сын ведут болезненные разговоры с призраками, сосуществуя с ними в едином —пограничном — пространстве, в котором условная сюжетная коллизия постепенно обретает беспощадную и узнаваемую реалистичность. Ход событий изменить невозможно, а предвестие апокалипсиса зарифмовано в кратком пути от свадьбы до похорон. Каждому персонажу предстоит осуществить собственный выбор, отыскать выход из ситуации безысходности. 

Тонкость жюри проявило в момент награждения Азамата Нигманова «за лучшую мужскую роль» в притче Алексея Мизгирева «Конвой». Грациозная пластика, странное, но неизменно притягательное обаяние Нигманова покорили зрителей Кинотавра. Александр Маноцков принес «Конвою» приз им. М. Таривердиева «за лучшую музыку к фильму», хотя картина вполне могла рассчитывать и на большее.

Награду «за лучшую женскую роль» предсказуемо разделили актрисы «вечной комедии русской жизни» Авдотьи Смирновой «Кококо» — Анна Михалкова и Яна Троянова. Они воплотили два образа женственности: скучающей интеллигентки и витальной провинциалки, убедительно разыграв на экране серию этюдов о том, что мы в ответе за тех, кого приручили. Заранее можно было предсказать, что приз «за лучший сценарий» достанется фильму Михаила Сегала «Рассказы». Сценарий картины состоит из четырех новелл, снятых в разных жанрах и насыщенных множеством литературных отсылок. Каждый рассказ воссоздает гротескный образ современной России, а стилистика съемки чем-то напоминает сюрреалистическое «Небо в алмазах» Василия Пичула.

Виктория Шевцова — эффектная героиня проекта «Я тебя не люблю» Павла Костомарова и Александра Расторгуева удостоилась специального диплома жюри «за невыносимую легкость бытия». Жаль, что жюри проигнорировало выделяющийся из конкурса, злободневный фильм Светланы Басковой «За Маркса…» Однако важно то, что такие проекты попадают на фестиваль, провоцируя его завсегдатаев на междисциплинарные дискуссии в зале «Под люстрой».

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама