Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

На Полюс! На Полюс!

«Expert Online» 2012
Фото: ИТАР-ТАСС

Несколько дней назад флагман российского атомного ледокольного флота «50 лет Победы» вышел в первый в этом году туристический круиз на Северный полюс. «В ночь на среду атомоход отошел от причала и в два часа ночи покинул Кольский залив. Ходовые испытания, проведенные 23 июня после ремонта "Победы", показали, что все в порядке и атомоход к круизам готов. На его борту более 120 туристов», – рассказал журналистам заместитель гендиректора ФГУП «Росатомфлот» (входит в госкорпорацию «Росатом») Андрей Смирнов. Северного полюса (точки с координатами 90 градусов северной широты) ледокол «50 лет Победы» должен достигнуть в субботу-воскресенье, а затем повернет обратно – в Мурманск.

Путешествия на Северный полюс, бывшие некогда уделом лишь отважных первопроходцев, научных исследователей и военных, быстро набирают популярность и у приверженцев экзотического туризма. Американские, норвежские и британские туристические компании уже давно предлагают однодневные авиационные туры на северную «макушку» земли через российскую научно-исследовательскую базу Ice Station «Барнео», которая каждую весну на месяц-полтора устраивается на 89-м градусе северной широты. За 18 тыс. долларов туристов «любого возраста и состояния здоровья» через норвежский Лонгйир самолетом доставляют на льдину, где располагается база, там пересаживают на вертолет и – через 40 минут турист на полюсе. Два часа на фотографирование, ритуальное построение снеговика, обнимание «земной оси» и – обратно на «Барнео» и дальше. В этом году, как сообщил блог станции, на Северном полюсе состоялась даже первая свадьба – узами брака сочетались известный норвежский путешественник Борге Оусланд и его невеста Хейге, принадлежащие к лютеранской вере. Сюрпризом для участников церемонии стало появление британского лыжника-одиночника Марка Вуда, который после нескольких дней пути с «Барнео» в этот момент завершил одиночный поход к полюсу. По свидетельствам очевидцев, он показался из-за торосов во время фейерверка с хрестоматийной фразой «А что это вы здесь делаете?», поздравил молодоженов и направился обратно, отказавшись от предложения подбросить его до базы на вертолете.

Второй маршрут на Северный полюс – чисто российский. Когда в 90-е годы прошлого века атомный ледокольный флот России остался фактически без работы (научные исследования в Арктике были свернуты, военные побросали арктические базы и тоже ушли, Северный морской путь фактически закрылся и т.д.), кому-то пришла в голову хорошая идея начать возить на ледоколах к Северному полюсу туристов (тем более что толщина льда там летом, как правило, не превышает 2-3 метров).

Первыми, естественно, начали «покорять Арктику» на российских ледоколах туристы из США и Великобритании (в среднем – 60-70 человек за сезон). Затем, в начале этого века, подключились японцы и западноевропейцы. Лет пять-шесть назад пошел поток желающих из Восточной Европы, Бразилии и Чили. В последние годы наибольшую активность проявляют китайцы – в прошлом сезоне туристов из Поднебесной набралось аж 130 из 530 человек, которые в 2011 году посетили на российских ледоколах Северный полюс. Сами россияне пока в меньшинстве – 58 человек за прошлый год (хотя в сезоне 2009 года российских туристов было вообще девять человек). 

Удовольствие в комфортных условиях в течение 12 дней почувствовать себя первопроходцем Арктики стоит, по информации Travel.ru, в среднем, 22 тыс. долларов на человека в двухместной каюте. На борт за один рейс атомоход типа «50 лет Победы» может взять до 130 пассажиров плюс такое же количество экипажа, включая морских биологов, историков, гидрогеологов, гляциологов, климатологов (отправляясь в коммерческий рейс, атомоход попутно осуществляет и научную программу). Поэтому рентабельность работы атомных ледоколов типа «50 лет Победы» или «Ямал» на туристических рейсах, по информации РИА «Новости», входит в первую тройку самых выгодных для «Атомфлота» работ.

Проблема в том, что за один летний арктический сезон – с конца июня по август атомные ледоколы «Росатома» могут совершить лишь четыре-пять рейсов с туристами. Но климат в Арктике меняется. И меняется достаточно сильно. Никто не может сейчас толком сказать, насколько далеко летом будут уходить от берега льды Северного Ледовитого океана и сколько будет продолжаться потепление. Но в навигацию прошлого года суда, двигавшиеся по Северному морскому пути (СМП, вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана), в середине лета уже практически не пользовались услугами ледоколов – в этом не было нужды.

И если так пойдет и дальше, то уже в этом году ледокол «50 лет Победы» совершит не пять, а шесть рейсов с туристами на Северный полюс, а сам туризм в Заполярье из чего-то очень экзотического может превратиться в небольшую, но устойчивую отрасль. Ведь дело не только в климате, который позволяет, например, увеличить количество рейсов на полюс и тем самым несколько снизить стоимость туров. Высокая стоимость туристического посещения российского Крайнего Севера напрямую связана с неразвитостью и транспортной, и туристической инфраструктуры в Заполярье вообще. Поэтому 25 дней путешествия от Анадыря до Мурманска по Северному морскому пути сейчас обходятся путешественнику, в зависимости от класса проживания, от 27 до 45 тыс. долларов. Но именно сейчас российское государство наконец-то начало вкладываться в развитие Арктики, в том числе возрождение Севморпути. Туристическую инфраструктуру начали активно развивать и сами северные регионы России. А это означает, что через какое-то время туристические маршруты на ледоколах к Северному полюсу, по Северному морскому пути, на материковое Заполярье России могут стать как для иностранных, так и для российских туристов менее экзотичными, но более популярными.  

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама