Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

«Ренова» наступает на Ростов

«Expert Online» 2012
Фото: ИТАР-ТАСС

Правительство России передало в собственность Ростовской области госпакет акций ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону», которые в дальнейшем будут внесены в капитал ОАО «Ростоваэроинвест» — совместного предприятия донского правительства и группы «Ренова» Виктора Векскельберга. Развивающая сеть региональных аэропортов «Ренова» намерена выступить основным инвестором строительства под Ростовом нового аэропорта «Южный». Но в борьбе за контроль над существующим аэропортом ей предстоит столкнуться с серьезным сопротивлением его основного акционера — ростовского бизнесмена Ивана Саввиди.

Официальная формулировка указа президента Владимира Путина о передаче 38% акций от Росимущества правительству Ростовской области — привлечение инвестиций в нынешний ростовский аэропорт и в строительство нового на условиях государственно-частного партнерства. Объем необходимых вложений в реконструкцию объектов аэродромной инфраструктуры аэропорта оценивается не менее чем в 800 млн рублей, в строительство нового аэропортового комплекса «Южный» (за исключением аэродрома и объектов единой системы организации воздушного движения) — не менее чем в 15 млрд рублей. Однако после сдачи в эксплуатацию неподалеку от федеральной трассы М4 нового аэропорта «Южный» с заявленным пассажиропотоком до 8 млн человек в год необходимость дальнейшего существования нынешнего аэропорта оказывается под большим вопросом. Ростовский аэропорт расположен в черте города, в связи с чем имеет ограничения по типам принимаемых воздушных судов. Кроме того, у аэропорта нет возможностей для территориального расширения — со всех сторон он ограничен жилыми кварталами, над которыми сейчас производятся взлет и посадка самолетов.

Логичным сценарием после строительства к Чемпионату мира по футболу 2018 года нового аэропорта выглядит передача 400 га земли, на которых находится старый, под комплексное освоение. Тем более что Ростов-на-Дону испытывает значительные проблемы со свободными землями под жилищную застройку. Основным инвестором при таком развитии событий также могла бы стать «Ренова», имеющая ряд крупных жилищных проектов в регионах, например, в Екатеринбурге (где ей также принадлежит крупнейший актив в аэропортовом холдинге — «Кольцово»). Именно этот момент, по утверждению неофициальных источников, еще в начале прошлого года, и был одним из главных условий вхождения группы Вексельберга в проект строительства «Южного хаба».

При подписании инвестиционного меморандума между администрацией Ростовской области и «Реновой» донские власти обещали содействовать выкупу той доли ростовского аэропорта, которая сейчас принадлежит ООО «Праймери-Дон» (52,46% уставного капитала и 33,52% обыкновенных акций). Основным владельцем этой компании является ОАО «Донской табак», контролируемое известным донским предпринимателем и бывшим депутатом Госдумы Иваном Саввиди. Соответствующие доли государства в лице Росимущества составляют 38% в уставном капитале и 50,67% обыкновенных акций. В августе прошлого года ФАС дала разрешение близкой к структурам Саввиди ростовской компании «Сигма-Финанс» приобрести 100% акций ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону», но консолидации всего пакета не произошло. К тому же Ивану Саввиди не удалось третий раз пройти в депутаты Госдумы — в праймериз Общероссийского народного фронта по Ростовской области он занял только 18-е место и остался за бортом списка кандидатов.

В мае этого года дочерняя компания министерства транспорта Ростовской области «Ростовавтодортранс» и ОАО «Кольцово-Инвест», входящее в состав «Реновы», создали совместное ОАО «Ростоваэроинвест» с долями в уставном капитале 25 и 75% соответственно. В капитал этой компании и должен быть внесен госпакет акций аэропорта, переданный от Росимущества правительству Ростовской области. В материальном выражении это означает, что «Ростоваэроинвест» получит в управление взлетно-посадочную полосу, перрон, рулежные дорожки и стоянки самолетов, а у структур Саввиди остается аэровокзал. «Я думаю, что подписание подобного меморандума является подтверждением тезиса о том, что у нас в стране пока еще не научились уважать собственность и собственников, — прокомментировал Иван Саввиди в интервью "Эксперту ЮГ" прошлогоднее соглашение "Реновы" и властей региона. — Это пример попытки привлечения власти как тяжелой артиллерии в деле между двумя хозяйствующими субъектами. Как можно подписывать меморандум, не зная мнения собственников? Мы что, проводим национализацию, экспроприацию?».

По мнению бизнесмена, сам проект «Южного хаба» является авантюрой с сомнительным экономическим обоснованием. «Для такого проекта нужны вложения со сроком окупаемости до 30 лет. Бизнес готов вложить такие деньги? Нет в природе такого бизнеса. Почему тогда бизнес на это идет? Значит, причиной стремление все-таки капитализировать эти 400 гектаров», — заявил Иван Саввиди.

Вместе с тем следует констатировать, что за последние годы ростовский аэропорт не смог догнать своего ближайшего соседа и конкурента — аэропорт Краснодара, входящий в структуру группы «Базэл Аэро» Олега Дерипаски. Еще в 2010 году краснодарский аэропорт «Пашковский» смог первым на юге России преодолеть отметку в 2 млн обслуженных пассажиров в год, а в прошлом году эту планку перешагнул и еще один аэропорт «Базэла» — в Сочи. В ростовском аэропорту выйти на показатель 2 млн пассажиров, скорее всего, получится только в этом году. Причиной тому не только упомянутые естественные ограничения в развитии, но и технологии обслуживания пассажиров и авиакомпаний. Последние не раз выражали недовольство качеством сервиса в Ростове. «Международная часть аэропорта явно не в состоянии выдерживать пиковые нагрузки, — констатировал в прошлогоднем интервью "Эксперту ЮГ" генеральный директор авиакомпании "Донавиа" Виталий Головин. — Если сложить все в совокупности, то понятно, что общая картина в Ростове не очень хорошая, в том числе на фоне Краснодара».

Появление в ростовском аэропорту второго крупнейшего частного акционера станет новым эпизодом в консолидации региональных аэропортовых активов в руках крупного российского бизнеса. «Ренова», в конце июня объявившая о создании собственного аэропортового холдинга «Аэропорты регионов», в данный момент контролирует аэропорты «Кольцово» (Екатеринбург), «Курумоч» (Самара) и «Нижний Новгород». В планах группы Виктора Вексельберга — приобретение еще нескольких активов в регионах и доведение своей доли на рынке услуг региональных аэропортов до 35-40%.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки

    Рынок новостроек станет чище, а дольщики заплатят за свои гарантии

    Девелоперы предлагают поторопиться с покупкой квартир, поскольку ввиду новых правил долевого строительства новостройки могут подорожать уже к началу будущего года


    Реклама