Зеленый огонек легальным таксистам

Москва, 26.07.2012
В правительстве Москвы отмечают, что на сегодняшний день в столице работает около 49 тыс. таксистов. «За год работы по лицензированию таксомоторных услуг Департаментом уже выдано порядка 18 тыс. официальных разрешений. По мнению Департамента, по итогам реформы число легальных перевозчиков должно быть увеличено до 55 тыс., рынок нелегальных таксомоторных услуг будет ликвидирован», — уверяют чиновники.

Фото: ИТАР-ТАСС

Запланировано упорядочение и расширение рынка таксомоторных перевозок, в особенности за счет увеличения количества коротких поездок в центре. Как отмечается в пресс-релизе транспортного департамента, городское такси получит специальные зоны стоянки. Город уже организовал 215 таких пунктов, которыми могут воспользоваться перевозчики, намечено и выделение дополнительных мест парковки для такси на вокзалах, у аэропортов и станций метро, вблизи музеев, театров и других мест массового скопления граждан.

Прорабатываются вопросы введения двух типов такси: стандартного и премиального класса. «Стандартное такси составит основную часть таксомоторного парка города и будет работать как по вызову, так и "от бордюра", иметь унифицированный внешний вид (желтый цвет, маркировка "шашки", указание тарифов на борту автомобиля и т. п.), — говорится в пресс-релизе. — Данный класс призван стать по-настоящему общественным транспортом, доступным всем пассажирам, а не только небольшой категории граждан».

С этой целью департаментом транспорта рассматривается возможность введения единых тарифов. «В настоящее время разработаны предварительные целевые тарифы на услуги стандартного такси: относительно низкая ставка за первый километр или первые три минуты и плата за каждый последующий километр (или за минуту). Ночью и в выходные будет действовать стандартный повышающий коэффициент», — предлагают чиновники.

По их мнению, этот единый прозрачный и понятный тариф позволит привлечь пассажиров в сегмент поездок на короткие дистанции, где сегодня доминируют нелегальные перевозчики. «Следовательно, будет расти "легальная" часть рынка, и на улицах города появится достаточное количество официальных перевозчиков с достойным уровнем комфорта и безопасности. Координировать работу московского такси будет единый call-центр, — указывается в сообщении. — Особое внимание будет уделено квалификации московских таксистов. В частности, требования, предъявляемые концепцией развития к водителям нового городского такси на первом этапе, включают обязательное знание русского языка, подтвержденный водительский стаж (не менее трех лет), знание города, а также отсутствие серьезных нарушений на транспорте.

Стоит отметить, что при всей благости намерений столичных чиновников навести порядок на таксомоторном рынке столицы, освободить улицы от «бомбил» в скором времени вряд ли удастся. «Во-первых, нам необходимо в разы увеличить количество легальных такси. Разве в Москве легко найти легальное такси? К тому же качество услуг легальных такси практически ничем не отличается от "водителей-бомбил". Те, кто пользовался услугами легальных такси, знают, что в большинстве случаев автомобили старые, часто грязные, а ждать их приходится гораздо дольше оговоренного времени. Если эти проблемы будут решаться, тогда спрос на услуги нелегальных такси существенно сократится», — отмечает эксперт департамента оценки «2К Аудит — деловые консультации / Морисон Интернешнл» Петр Клюев.

Что касается единого тарифа, то, полагает аналитик, с точки зрения потребителей это плюс. «Цифры перестанут браться с потолка, в случае каких-либо форс-мажорных обстоятельств (авария и экстренное отключение электричества в Москве несколько лет назад) за такси не придется платить астрономические суммы, — рассуждает он. — Бесплатные стоянки — это тоже правильный шаг. Как я понимаю, на эти стоянки будут пропускать только легальные такси, при должном уровне контроля "теневики" туда не проникнут. Однако нелегальные такси могут останавливаться на близлежащих улицах, переулках и т. д. В любом случае приводить рынок таксомоторных услуг в цивилизованное русло необходимо уже очень давно».

Схожей точки зрения придерживается эксперт ИФК «Солид» Эльвира Малахова, по мнению которой полностью от нелегальных такси в Москве избавиться не получится. «В любом случае сохранится процент тех, кто будет уводить потенциальных клиентов "из-под носа" у официалов. Дело в том, что количество жителей в Москве растет в геометрической прогрессии, — говорит она. — Есть процент легальных такси, а есть те, кто всегда будет входить и выходить из этого бизнеса. Был обычным водителем, но увидел вдруг потенциального клиента поднявшего руку на остановке, и ты уже "бомбист", ведь за 200 рублей, если вам по пути, всегда грех не подбросить опаздывающего человека».

Аналитик указывает и на еще одну проблему — пробки, наличие которых в Москве несколько отбило «бомбистов» и нелегалов быть таковыми и пересадило часть клиентов как их, так и равно официальных такси, на метро, которое реально экономит время. «А вообще подобную задачу ставить, конечно же, корректно. Хотя мы полагаем, что увеличение легальных перевозчиков до 55 тыс. не самая лучшая идея, — считает она. — Их рост может произойти, только если неофициальные такси вдруг захотят стать официальными, а значит, платить налоги, оформлять документы, устанавливать на автомобили необходимые кассовые приборы, "шашечки" и специальные наклейки с данными о предпринимателе и контактах. К слову, в прошлом году тех, кто занимается частным извозом, обязали обзавестись всеми этими необходимыми предметами — и именно этот аргумент заставил их уйти с рынка и отказаться от прибыльного заработка».

Данная инициатива ввести единый тариф, по мнению Эльвиры Малаховой, очень правильна, так как многие такси берут одинаковую сумму за разные расстояния, что порождает возмущение у пользователей услуги. «Это предложение, однако, может не приветствоваться некоторыми "такси", так как это может повлиять на их прибыль, но, на наш взгляд, это справедливо по отношению к пассажиру, и это главный аргумент — "потребитель ведь всегда прав"».

Аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк отмечает, что очень трудно определить, занимается ли водитель частным извозом или же просто везет пассажиров. «Так что при любом количестве официальных такси останутся клиенты, которые будут пользоваться услугами нелегальных таксистов, — говорит он. — Но на самом деле задача довольно таки важная и в долгосрочной перспективе позволит сделать рынок организованным. В принципе увеличение предложения на рынке таксомоторных услуг исправит две главных проблемы: во-первых, улучшится качество перевозок, ведь пассажир скорее сядет в машину, в исправности которой он уверен, а во-вторых, сбалансирует цену».

Что касается коротких дистанций, то, по словам аналитика, тут дело в доступности такси, а не в тарифах. «Ведь никто не будет ждать такси полчаса, чтобы потом проехать три минуты. А нелегала можно поймать на дороге в считанные минуты, — напоминает он. — За рубежом официальное такси ездит на каждом шагу, и его легко поймать. В принципе поможет расширение парка, однако необходима еще и четкая система управления и координации, чтобы все таксисты не скапливались в одном месте, или же наоборот — там где спрос высокий, вдруг не исчезали все машины сразу. А фиксирование тарифа — это уже второстепенная мера, которая при грамотном применении тоже может быть полезной, то есть если каждый человек будет знать, сколько сейчас стоит официальное такси, особенно если его можно поймать за пять минут, то вряд ли сядет к нелегалу. Такая система может в принципе сделать нелегалов нерентабельными за счет того, что официальные операторы смогут получать скидки на топливо или ремонт автомобилей, а может, и на их приобретение за счет больших объемов».

Проблеме такси в столице лет уже, наверное, столько, как и самой Москве, отмечает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. «Уже неоднократно предпринимались попытки навести порядок в этой сфере, но пока многое остается неизменным. Точнее сказать, для пассажиров ситуация вполне комфортна: они могут выбирать, на каком такси ехать — официальном или частнике, что им важнее — деньги или комфорт, — говорит он. — Для городских властей, ГИБДД и других структур ситуация с такси представляет одну сплошную головную боль. Частники не платят налоги, нарушают правила, мешают работе городских служб, попадают в криминальную хронику. Поэтому неудивительно, что город стремится навести порядок в этой сфере».

Для того чтобы ликвидировать рынок неофициальных такси, по мнению аналитика, нужно заниматься этим вопросом, причем комплексно. «Пока же это все были лишь отдельные меры, которые погоды не делали, и частники как ездили, так и продолжают ездить, — полагает он. — Идея с единым тарифом весьма сомнительна, хотя бы потому, что у официальных перевозчиков разные схемы ведения бизнеса, разный уровень затрат. И привязать их всех к единому тарифу — задача очень и очень непростая, если не сказать нерешаемая. Выделение мест под стоянки ничего не дает. Такие меры уже принимались раньше, и в итоге они либо все равно были оккупированы частниками, либо официальные перевозчики сами уходили с них. Не факт, что сейчас эта мера сработает».

Как отмечает юрист юридической компании «Юков, Хренов и партнеры» Анастасия Малышевская, рынок таксомоторных услуг чрезвычайно широк. «Большую его часть составляют нелегальные перевозчики, которые создают массу проблем экономического, инфраструктурного и криминогенного характера. Власти уже давно осознали необходимость упорядочить отношения в данной сфере путем укрепления рынка официального такси и постепенно наращивают нормативную базу путем принятия мер по введению  лицензирования, ужесточению правил перевозки, организации инфраструктуры транспорта в городе и т. д., — отмечает она. — Однако доля нелегалов существенно не сокращается, поскольку создание только лишь нормативной базы не может стать панацеей для решения этой проблемы. Помимо четко прописанных правил всех участников таксомоторного бизнеса на бумаге необходима комплексная реализация мер на практике. На сегодняшний день решающими факторами для выбора пассажиром формы поездки является цена и скорость реагирования. Введение единых тарифов может себя оправдать при условии адекватной экономической политики в установлении не конкретных ставок (законы рыночной экономики еще никто не отменял), а, возможно, ценовых рамок, варьирующихся от уровня оказываемых услуг».

Юрист считает достаточно удачной идею с выделением специальных стоянок для официального такси, которые дают преимущество в местах особого спроса предлагать свои услуги тем участникам таксомоторного бизнеса, которые готовы «играть по правилам». «Именно создание комфортабельных условий для официалов, развитие и упрощение предоставление услуги для пассажиров в сочетании с максимальным ущемлением интересов в возможности перевозок для нелегалов позволит решить проблему», — полагает она.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара к рублю всех сильно удивит
      На российском валютном рынке растет спрос на рублевую ликвидность в ожидании налогового периода. А прогнозы экспертов в отношении курса рубля становятся все более смелыми
    2. Курс доллара: рубль готовится к важному событию
      Курс доллара: рубль готовится к важному событию
    3. Курс доллара: аналитики рассказали, когда ждать обвала рубля
      «Русский след» в американских выборах не обнаружен, но поводы для санкций и, соответственно, обвала рубля у США все равно найдутся.
    Реклама