Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Ставка на зеро

«Expert Online» 2012
Фото: ИТАР-ТАСС

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) обнародовала доклад о состоянии отечественного рынка авиаперевозок. Эксперты ассоциации пришли к выводу, что нашим авиакомпаниям уже в самое ближайшее время угрожает коллапс, если не удастся побороть монополизм поставщиков, снизить цены на керосин и обнулить НДС на внутренних маршрутах.

То, что мировой рынок авиаперевозок переживает кризис, стало ясно еще несколько недель назад. В начале лета Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала свои прогнозы, согласно которым убытки европейских авиаперевозчиков в 2012 году из-за долгового кризиса в регионе и начавшейся рецессии превысят 1,1 млрд долларов. В предыдущем прогнозе IATA утверждала, что потери европейских компаний составят только 600 млн долларов. Но долговой кризис в Испании и Греции заставил ассоциацию эти данные скорректировать. В то же время IATA оставила без изменений прогноз по прибыли всех крупнейших мировых авиакомпаний за год. В марте ассоциация снизила этот показатель с 3,5 млрд долларов до 3 млрд. Годовая выручка перевозчиков ожидается на уровне 630 млрд долларов. Как отмечают в ассоциации, прибыль мировых авиакомпаний постепенно снижается уже второй год подряд. В 2010 году этот показатель превысил 16 млрд долларов, а в 2011 году составил 7,9 млрд долларов. В текущем году, как считают в IATA, на заработках авиакомпаний может сказаться не только долговой кризис еврозоны, но и нестабильность цен на топливо.

Финансовое же положение российских авиакомпаний намного хуже, чем в Европе. Несмотря на высокие темпы роста авиаперевозок (в 2011 году – около 11%, в первой половине 2012 года – 20%), деятельность отрасли является нерентабельной. По данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), из 35 ведущих авиакомпаний страны 22 завершили 2011 год с отрицательным результатом от основной деятельности. По сравнению с 2010 годом количество убыточных авиакомпаний увеличилось на четыре. Их общий финансовый убыток от воздушных перевозок составил 14,5 млрд рублей против 4 млрд рублей прибыли в 2010 году.

По словам председателя Комитета АЭВТ по финансовой деятельности Фарида Исхакова, за пять лет количество эксплуатантов воздушного транспорта в России уменьшилось на треть. При этом только за последний год из конкурентной борьбы выбыло 37 авиакомпаний. В настоящее время более 95% авиаперевозок в России выполняют 35 авиакомпаний. Для сравнения: в Европе в 2011 году функционировало 976 авиакомпаний, имеющих лицензию на коммерческую деятельность.

Особенно плохое финансовое состояние по авиаперевозкам сложилось на внутренних воздушных линиях. Они, по словам Исхакова, просто нерентабельны. По данным ТКП, в 2011 году финансовый результат перевозок на внутренних линиях достиг убытка в 26 млрд рублей, увеличившись за год на 10 млрд рублей, или на 62%. При этом доля внутренних перевозок в общих объемах в течение последних лет стабильно снижается.

На многих внутренних воздушных линиях авиакомпаниям приходится конкурировать не столько между собой, сколько с дешевым наземным транспортом. Там, где другого транспорта, кроме авиации, нет, величину тарифов ограничивает низкая покупательная способность населения.

Среди главных проблем, ограничивающих развитие российских авиакомпаний, эксперты АЭВТ выделяют две.

Во-первых, неконтролируемый рост цен на авиакеросин из-за локального монополизма топливозаправочных компаний. В течение последних четырех лет темпы роста стоимости авиакеросина превышают рост среднего пассажирского тарифа. Исходя из данных ТКП, средний рост пассажирского тарифа в 2011 году составил 11,8% при среднегодовом росте стоимости авиатоплива в 30%.

В прошлом году российские перевозчики столкнулись со значительным ростом цен на топливо в осенний период. Причинами явились спекулятивные настроения на биржах, где спрос многократно превышал предложение, а также сокращение запасов керосина у поставщиков. В целом по отрасли расходы на топливо в себестоимости пассажирских перевозок по итогам 2011 года составили 30,7%, увеличившись на 4,15 процентных пункта по сравнению с 2010 годом.

Во-вторых, непрозрачный механизм регулирования деятельности аэропортов, в частности отсутствие градации на аэропорты с низким и высоким пассажиропотоком. В результате требования по содержанию спецподразделений и персонала приводят к повышенным расходам на оплату труда и на сопутствующие обязательные страховые отчисления. Это прямо относится на себестоимость аэропортовых услуг и перекладывает финансовое бремя на авиаперевозчиков в виде ежегодно растущих аэропортовых ставок. Рост ставок за последние пять лет за разные виды наземного обслуживания составил от 119% до 211%, за аэронавигационное обслуживание внутри страны – 124%, а по международным вылетам и вовсе почти 200%. Доля расходов на аэропортовое и аэронавигационное обслуживание в себестоимости авиакомпаний является существенной. По данным ТКП, за 2011 год доля указанных расходов составила 20,3%.

«Ввиду повышенной финансовой нагрузки на авиапредприятия и рыночных ограничений роста тарифов авиаперевозки находятся в затруднительном положении», – делают выводы эксперты АЭВТ. По причине хронической убыточности происходит деградация перевозок на внутренних линиях. Особенно это относится к региональным линиям – за последние 15-20 лет число таких линий сократилось в стране в четыре раза, а парк воздушных судов, обслуживающих региональные и местные авиаперевозки, – почти в 10 раз.

Себестоимость перевозок на воздушных судах малой емкости существенно выше, чем на среднемагистральных воздушных судах. Себестоимость таких перевозок в большинстве случаев превышает возможности населения по оплате услуг воздушного транспорта, что определяет их убыточность. Так, по имеющимся оценкам, каждый авиапассажир готов в среднем платить не более 3,5 рубля за 1 километр полета. Себестоимость перевозки одного человека на это расстояние на самолетах малой емкости может доходить до 7 рублей. Таким образом, в настоящее время у авиакомпаний отсутствуют финансовые возможности развития авиаперевозок по внутренним воздушным линиям. Внутренние резервы авиакомпаний по увеличению доходов и сокращению эксплуатационных расходов исчерпаны. Очевидная убыточность перевозок на внутренних линиях, в свою очередь, приводит к закрытию авиалиний, банкротству авиаперевозчиков, сокращению аэродромной сети и других объектов наземной инфраструктуры.

Выход из этой ситуации эксперты АЭВТ видят в обнулении НДС на внутренних рейсах. Эта мера приведет к потере доходов бюджета в размере 35 млрд рублей, но зато региональная авиация будет спасена. «Такая потеря является достаточно несущественной, так как составляет всего 0,3% ВВП, – говорится в докладе. – Но без нее отрасль авиаперевозок ждут непоправимые последствия».

Вопросы снижения стоимости авиаперевозок на внутренних рейсах были рассмотрены зимой прошлого года на совещании у тогдашнего вице-премьера правительства Сергея Иванова. «На нем в числе прочих необходимых мероприятий для снижения стоимости авиаперевозок было признано установление ставки НДС в размере 0% на реализацию перевозок на внутренних воздушных линиях. Поручение о представлении предложений об установлении ставки НДС в размере 0% было дано Минфину РФ, Минэкономразвития РФ и Минтрансу РФ сроком до 1 июля 2011 года», – говорится в докладе АЭВТ. Однако до настоящего момента вопрос установления ставки НДС в размере 0% на реализацию перевозок на внутренних воздушных линиях так и не решен.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама