Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

«Потаенный флот» для Вьетнама

«Expert Online» 2012
Фото: ИТАР - ТАСС

Старейшая судостроительная верфь России — «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург, входит в государственную Объединенную судостроительную корпорацию) сегодня спустит на воду первую из шести уникальных дизель-электрических подводных лодок проекта 636, предназначенных для военно-морского флота (ВМФ) Вьетнама. Эти лодки фактически станут основой нового вьетнамского ВМФ и залогом дальнейшего развития экономических отношений между двумя странами.

Во времена Советского Союза с помощью советских специалистов во Вьетнаме было построено свыше 300 разных предприятий, заложивших основу экономики этой страны. А база в Камрани считалась едва ли не самой большой зарубежной военной базой советского военно-морского флота. Потом вся эта система взаимоотношений, как вы понимаете, обрушилась и начала воссоздаваться на новом уровне лет семь-восемь назад, когда обе стороны наконец-то осознали, что старый друг лучше новых двух.

У Вьетнама к тому времени возникла острая необходимость в создании нового военно-морского флота, который бы несколько сдерживал притязания Китая на господство в Южно-Китайском море (во Вьетнаме его называют Восточным морем). Кроме того, вьетнамский «москитный флот», состоящий из старых небольших советских кораблей и военных катеров, к тому времени уже не был способен обеспечить ни полную безопасность работы нефтегазодобывающих компаний на шельфе, ни эффективное противодействие пиратам и контрабандистам. Поэтому в 2006 году Вьетнам заказал строительство двух легких фрегатов проекта 11661 «Гепард 3.9» на Зеленодольском судостроительном заводе (Татарстан), которые могли бы эффективно действовать в дальней морской зоне. Этот контракт стоимостью 350 млн долларов был исполнен в 2010–2011 годах, и Вьетнам заказал постройку в Зеленодольске еще двух таких кораблей, отличающихся от своих предшественников более мощным противолодочным вооружением (хотя, по информации «Военного обозрения», в дальнейшем еще четыре легких фрегата, похожие на российские «Гепарды», могут быть заказаны в Голландии).

Параллельно этому в 2010 году во Въетнаме началась лицензионная сборка российских ракетных катеров проекта 1241.8 «Молния» (разработчик — ЦКБ «Алмаз»), вооруженных ракетным комплексом «Уран». По условиям контракта стоимостью около 1 млрд долларов два катера этого проекта Вьетнаму в 2007–2008 годах переданы из России, и 10 кораблей вьетнамские машиностроители под контролем российских специалистов изготовят самостоятельно.

Венцом же этого военно-морского сотрудничества стал контракт стоимостью 2 млрд долларов, заключенный в конце 2009 года, на постройку «Адмиралтейскими верфями» для ВМФ Вьетнама шести дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 636 (проектант — ЦКБ МТ «Рубин»). Эти лодки относятся к третьему поколению ДЭПЛ и являются  модификацией подводных лодок проектов 877 и 877ЭКМ — знаменитой «Варшавянки», известной во всем мире благодаря своим высоким тактико-техническим характеристикам и получившей в НАТО классификацию KILO-class. Подводные лодки данного проекта по праву считаются самыми малошумными из отечественных кораблей. Сливаясь с естественным шумом моря, эта субмарина может обнаружить цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей ту, на которой она сама может быть обнаружена противником. За эти свои способности лодки проекта 636 получили среди специалистов НАТО название «Черная дыра в океане».

ДЭПЛ для Вьетнама, которая сегодня была спущена на воду в Санкт-Петербурге, может идти под водой со скоростью 20 узлов (37 км/ч), погружаться до 300 метров и находиться автономно в море до 45 суток, преодолевая за это время до 7,5 тыс. морских миль. Суммарный боезапас лодки составляет четыре ракеты, 18 торпед и 24 мины. Первая такая лодка должна быть передана в состав вьетнамского ВМФ весной будущего года, последняя — до осени 2016 года. Все лодки застрахованы на общую сумму 2 млрд долларов. По условиям договора страхования страховая группа СОГАЗ обеспечивает страховой защитой серию подводных лодок проекта 636, строящихся для иностранного заказчика на «Адмиралтейских верфях», на всех стадиях исполнения судостроительного контракта до момента передачи их заказчику. Страховым покрытием обеспечены риски верфи, связанные с гибелью и повреждением подводных лодок данной серии, включая ответственность страхователя за вред, причиненный третьим лицам. Договор будет действовать до сентября 2016 года и покроет следующие этапы строительства — спуск на воду, проведение швартовных, заводских ходовых и государственных испытаний, а также проведение корабельной практики и прием-передачу заказчику.

Но с передачей Вьетнаму шести ДЭПЛ KILO взаимоотношения России с этой страной не заканчиваются. Наша страна взяла на себя обязательства подготовить к работе на этих лодках вьетнамских моряков и помочь построить в этой стране сопутствующую эксплуатационную инфраструктуру для подводных лодок. Стоимость этих работ оценивается еще в 1,5–2,1 млрд долларов. Более того, в июле этого года главнокомандующий ВМФ России вице-адмирал Виктор Чирков заявил о том, что во Вьетнаме может быть вновь открыта и российская военно-морская база. Это было бы логично как по соображениям геополитики, так и по соображениям экономики. Дело не только в том, что военно-морской флот Вьетнама, как и прежде, будет состоять в основном из кораблей российского производства. У России с каждым годом появляется все больше экономических интересов во Вьетнаме. И не только в нефтегазодобыче. Атомный концерн «Росатом» начал строить в этой стране первую вьетнамскую атомную станцию, а госхолдинг «Русгидро» — гидроэлектростанцию. Есть совместные проекты в области машиностроения. И наличие базы российского ВМФ во Вьетнаме явно способствовало бы более интенсивному продвижению российских инвесторов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Вряд ли эта база будет пустовать. 17 августа «Адмиралтейские верфи» заложили третью за последние два года большую дизель-электрическую подводную лодку проекта 636.3 для российского флота. Назвали ее «Старый Оскол» (предыдущие две лодки получили название «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону»). Двумя неделями ранее чуть севернее — в Северодвинске, на «Севмаше» — был заложен четвертый атомный подводный ракетоносец проекта «Борей» — «Князь Владимир». И вряд ли эти и другие лодки, как и надводные корабли, которые сейчас строятся на российских верфях, будут нести боевое дежурство только у российских берегов.  

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама