Пригороды вне бюджета

Москва, 07.08.2012
Вчера премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что 2013 год станет последним годом, когда федеральный бюджет просубсидирует пригородные железнодорожные перевозки в регионах. С 2014 все расходы на пригородное сообщение лягут на региональные бюджеты. Очевидно, произойдет рост тарифов, и, по мнению экспертов, часть пассажиров предпочтут безбилетный проезд, а часть — пересядут на автомобили.

Фото: Эксперт Online

Субсидирование пригородных железнодорожных перевозок из федерального бюджета в 2013 году будет продолжено, затем правительство планирует от него отказаться, сообщил в понедельник журналистам премьер-министр Дмитрий Медведев.

«В следующем году собираемся дать (субсидии) последний раз, а потом — все. Если не случится чего-то такого, что заставить нас снова дать эти деньги», — сказал он после совещания по вопросу долгосрочной тарифной политики на железнодорожном транспорте.

Напомним, что пригородные пассажирские перевозки являются убыточными, поэтому затраты компенсируют из бюджета: в некоторых регионах компенсация происходит целиком из регионального бюджета (их меньшинство, на 2012 год — всего 17 регионов пошли по такому пути), но большая часть все-таки пользуется субсидиями федерального бюджета. Более 30 регионов предусмотрели в своем бюджете компенсацию менее 50% убытков железнодорожников. Семь из них компенсируют от 21 до 50%, девять регионов — от 11 до 20%, но большая часть может позволить себе возместить не более 10% убытков. Вообще не предусмотрены средства на компенсацию в пяти субъектах РФ — это Владимирская, Тверская, Вологодская, Ленинградская области и Приморский край.

Субсидия государства на пригородные перевозки составляла 25 млрд рублей.

Все пригородные пассажирские перевозки сейчас находятся в ведении компаний — «дочек» РЖД или акционерных обществ, куда входит регион.

Из-за отсутствия финансирования тарифы начнут расти. По мнению научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, вопрос состоит в том, возможно ли покрыть убытки пригородных пассажирских компаний (ППК) за счет роста тарифов. «Потребитель услуги пассажирских перевозок может реагировать на изменение цены двумя способами, — объясняет Блинкин. — Первый — это увеличение количества безбилетников. Во втором случае люди довольно быстро осознают, что добираться на машине дешевле, и перестают пользоваться услугами пригородного транспорта». В итоге ППК несут еще большие убытки, а транспортная ситуация в городе ухудшается из-за увеличения количества машин.

«Поэтому я склоняюсь к тому, что субсидировать пригородные перевозки все же надо, — комментирует Блинкин. — В конце концов, транспортные тарифы — это некая планка отсечения заработка, ради которого стоит ездить в центр города. Мы сейчас имеем большое количество дешевых рабочих мест, так что вопрос на самом деле стоит шире: стоит ли государству поддерживать дешевые рабочие места? То есть это билет дорогой или место дешевое?»  

Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает, что параллельно с отказом от субсидирования пригородных перевозок федеральному бюджету следовало бы разобраться с тарифами естественных монополий, в частности тарифами на электроэнергию. «Веди именно рост тарифов естественных монополий приводит к росту стоимости перевозок», — уверена она.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара к рублю всех сильно удивит
      На российском валютном рынке растет спрос на рублевую ликвидность в ожидании налогового периода. А прогнозы экспертов в отношении курса рубля становятся все более смелыми
    2. Курс доллара: рубль готовится к важному событию
      Курс доллара: рубль готовится к важному событию
    3. Курс доллара: аналитики рассказали, когда ждать обвала рубля
      «Русский след» в американских выборах не обнаружен, но поводы для санкций и, соответственно, обвала рубля у США все равно найдутся.
    Реклама