О бюджете

Москва, 19.10.2012
Выступление главного редактора журнала "Эксперт" Валерия Фадеева на пленарном заседании Госдумы, посвященном рассмотрению бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов.

Фото: PhotoXpress

Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты!

ОП на слушаниях, проведенных 8 октября, рассмотрела проект федерального бюджета. Позвольте изложить здесь несколько критических выводов.

Первое – социальные вопросы. Еще ранее, в письме Общественной палаты президенту России отмечалось: отход бюджетных планировок от задач, установленных указами президента России от 7 мая 2012 года, будет негативно воспринят значительными группами населения. И это будет справедливая реакция. Предполагаемые расходы не позволяют изменить положение дел в таких ключевых отраслях, как здравоохранение и образование.

Второе. Проект бюджета очень робко решает задачи развития, задачи перехода страны на новую траекторию роста. Логика бюджета – избегать рисков. Отсюда – стремление к бездефицитному бюджету и дальнейшее накопление резервов. Логика представленного бюджета – ожидание «черного дня».

Эта логика построения бюджета и шире – логика денежно-кредитной политики в целом не позволяют в принципе решить те задачи, которые стоят перед нами.

Третье. Бюджет перегружен. Целый ряд задач, решаемых сегодня бюджетом, должен быть из него выведен. Огромная, игнорируемая проблема – слабый, не развитый, не соответствующий потребностям хозяйства долговой рынок, кредитный и облигационный. В экономике страны слишком мало денег.

Проводимая денежными властями политика высоких процентных ставок становится барьером, сдерживающим экономическое и социальное развитие. В том, что касается государственного бюджета, эта политика перегружает его непродуктивными расходами. Процентные ставки в России сегодня в разы выше, чем в ведущих странах мира, – 15-20% годовых и даже выше у нас и 3-5%, например, в Германии.

В результате – целый ряд негативных последствий.

Имеющие возможность российские компании кредитуются за границей, что косвенно наращивает внешний долг. Министерство финансов справедливо указывает на рискованность подобных операций, особенно в свете кризиса 2008-2009 годов, когда государством предпринимались экстренные усилия по недопущению ухода российских активов за рубеж. Отсюда стремление денежных властей увеличивать резервные фонды на случай повторения жесткого кризиса. Увеличивать резервы, а значит – уменьшать полезные расходы. Однако правильное решение – дать возможность российским компаниям кредитоваться в России. А это требует снижения процентных ставок.

Некоторые виды деятельности, например аграрное производство, практически невозможны при нынешнем рыночном уровне ставок. Отсюда – специальные схемы дотаций, позволяющие отечественному производителю хотя бы как-то работать, дотаций, заложенных в бюджет. Снижение ставок привело бы к упрощению схем кредитования и сняло бы соответствующую нагрузку с бюджета.

Субъекты федерации вынуждены занимать деньги на рынке слишком дорого. Это перегружает региональные бюджеты и требует дополнительных средств в федеральном бюджете. Обслуживание долга субъектов федерации становится неприемлемо дорогим.

Наконец, высокие процентные ставки тормозят экономический рост, а значит, хозяйство страны дает меньше налоговых поступлений в государственный бюджет.

Нам часто говорят, что снижение процентных ставок приведет к росту инфляции. Лично мне нечего на это возразить. Есть старая истина: предрассудки и суеверия не имеют разумных оснований, поэтому их нельзя опровергнуть разумными доводами.

Четвертое. Необходимо развивать облигационный рынок. Мы видели как ипотечное кредитование, пусть пока нескладное, дорогое, оживило рынок жилищного строительства. Нам очень нужны подобные финансовые инструменты. Надеемся, что под давлением президента страны в ближайшее время будут наконец запущены инфраструктурные облигации. И это дополнительно разгрузит государственный бюджет.

Таким образом, оздоровление и развитие долгового рынка, кредитного и облигационного, позволит увеличить расходы на социальные нужды.

Пятое. Сегодня ни один из государственных институтов не отвечает за экономический рост. Денежные власти стремятся минимизировать свои задачи. Например, Центральный банк обещает оставить в своем ведении лишь одну задачу – поддержание низкого уровня инфляции. В то время как центральные банки ведущих стран отвечают в первую очередь за экономическую активность, за уровень занятости, за экономический рост. Ключевыми параметрами для решения таких задач являются уровень процентных ставок и курс национальной валюты.

Полагаем, что назрела необходимость в кардинальном изменении денежно-кредитной политики. Целями такой политики должно стать энергичное хозяйственное и социальное развитие, экономический рост не ниже 6% в год, а вовсе не попытка во что бы то ни стало достичь стабильности и избежать любых рисков. Стабильности при нынешней политике не будет. Такая политика не снижает риски, она их увеличивает. Боюсь, что мы затолкаем экономику в депрессию, сами затолкаем, безотносительно того, сколько будет стоить нефть – 97 долларов или 197.

Спасибо за внимание.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара к рублю всех сильно удивит
      На российском валютном рынке растет спрос на рублевую ликвидность в ожидании налогового периода. А прогнозы экспертов в отношении курса рубля становятся все более смелыми
    2. Курс доллара: аналитики рассказали, когда ждать обвала рубля
      «Русский след» в американских выборах не обнаружен, но поводы для санкций и, соответственно, обвала рубля у США все равно найдутся.
    3. Курс доллара: рубль ждет важное событие
      Курс доллара: рубль ждет важное событие
    Реклама