Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Политика

О настоящем и будущем России

«Expert Online» 2012
Фото: ИТАР - ТАСС

Центр стратегических разработок (ЦСР) подготовил для Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина доклад «Изменения политических настроений россиян после президентских выборов» с прогнозами на ближайшее будущее страны. Исследование проводилось в сентябре-октябре 2012 года; наряду со стандартными социологическими методами количественной и качественной социологии были использованы психологические методы изучения социально-политических установок.

Эксперты ЦСР отмечают две главные внешние тенденции: ослабление протестного движения в Москве и падение рейтингов доверия к власти, наблюдаемое по всей стране. На первый взгляд выглядит парадоксальным, что это происходит одновременно. Однако, по оценке авторов доклада, сокращение участия населения в акциях оппозиции – временное явление и объясняется не затуханием интереса к протесту как таковому, а отсутствием востребованных лидеров и общественных движений для «многих массовых протестных сегментов московского социума». «Явственно просматривается потенциал для переструктурирования движения по сегментам на основе определенных идей или предпочтений. На митингах уже образуются отдельные колонны со своими лозунгами и порой даже со своими ораторами», – сказано в исследовании. Если переструктурирование удастся, то, по мнению экспертов ЦСР, это может привести к размежеванию идейных позиций протестующих и усилению движения на более развитой политической основе. Зарождающиеся политические субъекты в докладе оцениваются как «потенциально способные вести диалог друг с другом и с властью».

Параллельно авторы исследования отмечают, что возобновившееся снижение рейтингов доверия населения к институтам власти и к президенту Владимиру Путину «беспрецедентно за период с начала 2000 годов». Эксперты выдвигают следующую гипотезу: падение рейтингов доверия имеет фундаментальные причины и является «переходной стадией между умирающей идеологией путинской стабильности и теми идеологиями, которые идут ей на смену». В докладе подчеркнуто, что тенденция падения рейтинга доверия к президенту обозначилась еще в 2009 году, но стала восприниматься как «устойчивый и необратимый тренд» лишь в 2011 году. Отклонением от этой тенденции стал краткосрочный эффект, созданный предвыборной кампанией с декабря 2011-го по март 2012 года. Главной причиной данного тренда, по мнению респондентов, стало отсутствие значимых результатов за многие годы правления Владимира Путина («включая и условный период правления Д.А. Медведева»). Решение острых социально-экономических вопросов в сферах образования и здравоохранения, обеспечение верховенства закона и борьба с коррупцией были заменены «бесконечно повторяющимися словами и обещаниями» – так большинство участников фокус-групп объяснили причину падения рейтинга. Основной же причиной победы господина Путина на президентских выборах было названо нежелание перемен в худшую сторону и, как следствие, выбор «меньшего зла» и некоей стабильности.

Тем не менее в соответствии с приведенными данными рейтинг доверия Владимиру Путину к сентябрю 2012 года упал до 42% – это рекордно низкий показатель с 2003 года. Согласно прогнозу, к 2013 году рейтинг доверия к власти в целом и Путину в частности может сравняться с рейтингом недоверия. Также отмечается, что респондентам уже не кажется реалистичным вариант смены руководства страны через выборы: россияне «все больше говорят о возможности и желательности революции». При этом опасения и страхи в связи с событиями, которые могут сопутствовать революции, высказываются реже, чем весной. Примечательно, что 66% респондентов заявили о разочарованности властью и негативном отношении к ужесточению законодательства, а отношение среднего класса к Владимиру Путину за последние месяцы изменилось с негативного на враждебное.

В исследовании также сказано о роли РПЦ: «Вмешательство РПЦ в политику не только не способствует снижению напряженности в отношениях власти и общества, но и порождает новые источники противостояния в обществе». Согласно проведенным психологическим тестам, в отношении РПЦ общество раскололось на две «неравные антагонистические группы» – с ярко выраженным позитивным (большинство) и остро негативным (значимое меньшинство) отношением к церкви.

В завершении доклада делается неутешительный вывод: в случае продолжения нынешнего курса российской власти русский народ ждет вымирание, характеризующееся «усилением синдрома выученной беспомощности, утратой трудовых навыков, алкоголизацией, падением рождаемости и массовым ввозом трудовых мигрантов».

По мнению директора центра «Петербургская политика» Михаила Виноградова, доклад интересен, и ряд выводов, сделанных в нем, заслуживает отдельного анализа: например, меньший страх революции и ее последствий, чем был зафиксирован год назад. «С другой стороны, здесь, как и в предыдущих исследованиях ЦСР, не всегда можно найти грань между выводами социологических исследований и экспертной оценкой, выходящей за рамки социологии и, возможно, отражающей определенную гражданскую позицию экспертов центра», – заметил Виноградов. Вместе с тем политолог подчеркнул, что ЦСР остается известным центром, предлагающим резонансные продукты, и теперь, после публикации этого доклада, стоит ожидать широкой общественной дискуссии. Политолог Евгений Минченко в беседе с «Экспертом Online» добавил, что у него есть серьезные вопросы по методологии исследования. «Я не понимаю, по какому принципу были выбраны регионы для набора фокус-групп (Москва, Самара, Гусь-Хрустальный, Новокуйбышевск, Владимир. – Прим. "Эксперта Online"). Почему отсутствуют социально конфликтные регионы? Думаю, надо было посмотреть хотя бы одну кавказскую республику», – считает эксперт. По мнению господина Минченко, главной задачей доклада стало обоснование необходимости возвращения Алексея Кудрина во власть.

Это исследование уже прокомментировал и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Мы не можем согласиться с рядом апокалиптических суждений, которые высказывают эксперты этого уважаемого центра», – заявил он. 




    Реклама



    Реклама