Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей

Поисковое продвижение сайтов сегодня

«Expert Online» 2012
Фото: picvario.com

Если бы меня попросили в одном предложении рассказать о том, что сегодня происходит в сфере поискового продвижения сайтов, оно было бы таким: соревнования между поисковыми системами, с одной стороны, и всеми теми, кто занимается так называемым SEO, – с другой. И если владельцы поисковых машин как зеницу ока сохраняют свои поисковые алгоритмы, специалисты по поисковому продвижению пытаются всеми правдами и неправдами узнать хоть немного о том, что собой представляет «тайная доктрина» поисковиков.

Чтобы разобраться в истоках происходящего, нам вместе с вами необходимо перенестись почти на двадцать лет назад и вспомнить о том, как все начиналось. 

Итак, начало интернет-эпохи. В примерно том виде, к которому все из нас привыкли, интернет появился в 1993 году. Задуманная как удобный и полезный инструмент, Сеть развивается крайне медленно, ведь в это время информация о появлении новых сайтов распространяется в прямом смысле слова через офлайн – звонками, письмами и т.д. 

Появляются энтузиасты, которые создают первые каталоги и директории, праправнуком которых можно смело считать, например, рубрицированный каталог «Яндекса». 

Ребята в свободное от работы время просматривали ресурсы, о которых им становилось известно, описывали их, при этом помещая в соответствующую рубрику и подрубрику каталога. 

Таким образом, пользователям интернета достаточно было знать несколько адресов каталогов для того, чтобы находить нужную информацию в Сети. 

Возможно, и по сей день мы пользовались бы именно такой системой поиска, созданной энтузиастами-рыцарями без страха и упрека, если бы уже к 1996 году общее количество сайтов не превысило 60 000... Стало совершенно очевидно, что Сеть растет. Она становится не просто популярней – она становится Значимой. 

Именно в это время функции у энтузиастов перехватывают первые поисковые роботы, «заряженные» прообразом современных поисковых алгоритмов. Эти сетевые пауки индексировали содержание страниц сайта, обобщая информацию, и фактически представляли ее в виде классического книжного «индекса»: такая-то словоформа повторяется на таких-то и таких-то страницах такое-то количество раз. 

Базовых функций лингвистической семантики (взаимосвязей различных слов) вполне хватало этим поисковым интернет-жителям для того, чтобы без участия человека определить принадлежность интернет-ресурса к той или иной категории и подкатегории теперь уже автоматически формируемого каталога. 

Дальше больше: алгоритмы по индексации сайтов улучшались. Роботы научились обрабатывать огромное количество текстуальной информации. Каталоги развивались вглубь и вширь. До определенного момента. 

С ростом пользовательской активности пришло понимание, что в Сети ходят большие деньги. Владельцы ресурсов сообразили, что в интернете появляется «их» аудитория, соответствующего социального статуса и платежеспособности. Вместе с этим откровением появилось другое – для того чтобы получить эту аудиторию на своем интернет-проекте, необходимо лишь присутствовать на как можно большем количестве директорий и каталогов и желательно в наибольшем количестве рубрик. 

Именно в это время появляются те, кого мы сегодня и называем seo-оптимизаторы, – специалисты, которые, раскусив нехитрые поисковые алгоритмы роботов, стали сознательно создавать большое количество ненужных и спам-страниц на интернет-проекте с целью обмана поисковых алгоритмов. Как следствие, качество поиска в каталогах и директориях сильно ухудшилось. 

Именно это безвременье стало основой триумфального старта интернет-проекта Google двух известных нам персонажей – Сергея Брина и Ларри Пэйджа. Наши современники, воспользовавшись опять же офлайновой идеей, которую они позаимствовали в академических кругах, реализовали алгоритм крайне релевантного поиска, базирующегося на принципах так называемого индекса цитирования (ИЦ). 

Фактически поискового робота обязали во время «обхода» интернет-сети не только сортировать интернет-сайты по рубрикам и подрубрикам, но и следить, какое количество ссылок на другие проекты имеет индексируемый сайт и какое количество входящих ссылок имеется на него. 

Таким образом, после обхода всей Сети у робота «в голове» было четкое понимание не только того, к какой рубрике отнести тот или иной интернет-проект, но и на какое место поставить сайт в поисковой выдаче, трезво «рассуждая», что раз на сайт ссылается большое количество других сайтов, он определенно заслуживает внимания. И чем больше ссылается, тем больше заслуживает. Именно согласно этой логике поисковая машина Google и начала определять, какой проект и на какую позицию поставить. 

Что же произошло потом? Конечно, уже упомянутые нами специалисты не заставили себя долго ждать. Вместе с пониманием поискового алгоритма бешено набирающей популярность поисковой машины Google (еще бы, ведь по сравнению с сайтами, основанными на старых «каталожных» технологиях, поиск был крайне релевантен (соответствовал запросу)) появилось понимание, как его использовать в своих собственных целях. Специалисты сообразили, что необходимо просто сделать так, чтобы как можно больше ссылок вели на продвигаемый проект. 

Именно в это время начинается повальное увлечение обменом ссылок. Создаются подобия товарно-сырьевых бирж – ссылочные биржи, где желающие могли покупать практически любое количество необходимых ссылок. Такие действия, как вы понимаете, автоматически приводили к тому, что проект с большим бюджетом на приобретение необходимого количества ссылок резко «выстреливал», занимая необходимые топовые позиции и генерируя траффик. 

А то, что стало происходить чуть позже, – вопрос уже недалекого прошлого и современности. 

Естественно, поисковые системы, которые к тому времени уже научились зарабатывать деньги с помощью великолепной идеи о контекстно-зависимой, поисковой рекламе Билла Гроса (IdeaLab), крайне не хотели упускать возможность заработать, позволяя знающим поисковые алгоритмы специалистам и без контекстной рекламы оказываться на первых местах в поисковой выдаче и заводить на свой проект траффик. 

Поэтому совершенствовались и уточнялись алгоритмы. Например, индекс цитирования стал тематическим. Теперь поисковые робыты начали учитывать только ссылки. идущие со сходных по тематике проектов. Появился «вес» сайта, зависящий от многих параметров: возраста, количества входящих/исходящих ссылок, количества страниц и т.д. Но в общем виде именно на этих столпах держится алгоритм поисковой выдачи и по сей день. 

Лишь в последнее время наметилась тенденция к переходу на так называемый социальный поиск (SRS – social rate search), алгоритм, учитывающий различные социальные факторы – не только ваши собственные предпочтения, но и предпочтения ваших друзей и коллег, о которых вы так много рассказываете на Facebook, Twitter, VK... 

Специалисты по поиску уделяют гигантское внимание этим изменениям, ведь именно поэтому они буквально требуют уже сегодня заливать большие бюджеты в социалку. И тому есть несколько причин. Вот они: 

  • Во-первых, уже озвученные изменения самой сути поиска. 
  • Во-вторых, нет сомнений, что активность в социальных сетях влияет на поисковое ранжирование и органическую выдачу. 
  • В-третьих, помимо всего прочего, социальные сети сами по себе являются масштабной точкой присутствия, со своим траффиком, интересным бизнесу. 

И наконец, в-четвертых, в-пятых и в-седьмых, просто подумайте о том, что случится, если (на самом деле когда, ведь это всего лишь вопрос времени) большие социальные сети (например, «Вконтакте», которая по суточной аудитории уже сопоставима с аудиторией «Яндекса») реализуют свой собственный удобный поиск... Предпочтение каким проектам он будет отдавать? Одиноким сайтам или кастомизированным и почти полнофункциональным группам/сайтам/бренд-страницам внутри социальных сетей? 

Мне кажется, ответ на вопрос очевиден. Хотя, как и всегда, это всего лишь предположение – в мире поисковой оптимизации объективно не может быть канонических утверждений. В противном случае капитализация таких гигантов, как Google, Yandex и Facebook, которая и основана на тайне их поисковых алгоритмов, стремилась бы к нулю.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    КАРТА ПУТЕШЕСТВИЙ

    Банк начал продажи кобрендинговой карты AlfaTravel, которая позволяет не только копить мили, но и получать целый комплекс услуг в путешествии. С помощью этой карты Альфа-банк рассчитывает дополнительно привлечь обеспеченных клиентов

    Хорошая крыша не роскошь

    Из тысячи обследованных крыш в построенных зданиях - лишь два процента не нуждаются в ремонте крыши

    Как компании повышают престиж рабочих профессий

    Дефицит рабочих специальностей в регионах – давняя проблема российской промышленности. Сегодня компании сами задают новый тренд в развитии экономики – повышают привлекательность рабочих профессий

    Современная программа лояльности: трансформация

    Неценовые активности помогают ритейлерам "встряхнуть" рынок. Сеть продуктовых магазинов "Магнит" - запустила новую программу лояльности "С любовью от Роналдиньо"


    Реклама