Средиземноморский остров с британским характером

Москва, 19.11.2012

Фото: picvario.com/ Russian Look

Состоящая из нескольких небольших островов общей площадью 316 квадратных километров и с населением около 400 тыс. человек, Мальта смогла найти свой уникальный путь экономического развития. Его суть состоит в том, что мальтийцы зарабатывают на всем, на чем могут (естественно, речь о легальных видах бизнеса – времена, когда Мальта была офшорной зоной, канули в прошлое со времен вступления острова в Европейский союз).

Безусловно, одним из основных секторов экономики острова является туризм – на него приходится порядка 30% ВВП Мальты. Ежегодно остров посещают до 1 млн туристов – то есть 2,5 в пересчете на каждого жителя Мальты. На острове отличные пляжи и чистая вода, однако, в отличие от ряда других средиземноморских курортов, на острове нет расстояний. Если в том же Египте туристы, желающие помимо отдыха на пляже посетить местные достопримечательности, вынуждены тратить  значительное время на передвижения (иногда даже отправляться в пустыню), то на Мальте все памятники находятся в буквальном смысле в шаговой доступности друг от друга. При этом, поскольку на Мальте за все время ее истории побывали почти все ведущие цивилизации Средиземноморья, тут можно найти памятники всех эпох. Кроме того, на Мальте находятся древнейшие неолитические храмы, построенные еще до возведения египетских пирамид. Мальтийцы используют свои культурные достопримечательности и для другого бизнеса – кино. Остров является одним из самых популярных мест съемок в Средиземноморье (там снимался весь «Гладиатор» за исключением «зимнего» куска, а также «Троя»).

Еще одной статьей дохода является транспортная логистика – остров, находящийся в центре всего средиземноморского бассейна, на перекрестке всех торговых путей, по максимуму использует свое географическое положение. На острове есть три удобных порта, у каждого из которых свое назначение. Первый – Великая Гавань – является самым старым портом острова, существовавшим еще с римских времен. Туда регулярно заходят огромные круизные лайнеры – в силу своих туристических преимуществ Мальта является чуть ли не обязательным местом посещения для средиземноморских экскурсионных туров. Во втором порту – Марсамшетте – стоят различные яхты и катера. Самым важным же портом острова является порт Марсашлокк – один из крупнейших глубоководных морских портов Средиземноморья. Власти, а затем, после приватизации, и частные владельцы вложили деньги в модернизацию порта – на сегодняшний день он может принимать не только крупнейшие действующие контейнеровозы, но и разрабатывающиеся. Вообще мальтийский порт Марсашлок является одним из крупнейших глубоководных морских портов в Средиземноморье.

Помимо транспорта, центральное положение Мальты в средиземноморском бассейне позволяет ей зарабатывать и за счет привлечения иностранных компаний. Конечно, они приходят на Мальту не для того, чтобы работать только на острове – рынок в 400 тыс. человек слишком мал. Однако присутствие на Мальте дает им выходы на рынки Европы и Северной Африки. При этом в отличие от других возможных мест базирования (Италия, Восточная Европа, Северная Африка) у Мальты есть ряд конкурентных преимуществ. Прежде всего, это низкая себестоимость произведенной продукции. «Себестоимость товаров на Мальте обычно на 30-32% меньше, чем в Европе», – говорит «Эксперту Online» представитель государственной структуры по привлечению инвестиций Malta Enterprise Лоуренс Заммит. В Северной Африке тоже можно производить дешевые товары, однако на Мальте, в отличие от североафриканских государств, есть необходимая для любого бизнеса политическая стабильность. Кроме того, преимуществом Мальты по сравнению с европейскими конкурентами является язык и деловая культура. Поскольку остров долгое время был частью Британской Империи, английский язык (являющийся языком международного делового общения) является одним из двух государственных, все его знают. Кроме того, на Мальте сложилась британская культура ведения бизнеса, нацеленная на эффективность. Например, в отличие от ряда других средиземноморских территорий, на Мальте даже в самые знойные периоды дня нет сиесты. Мальтийцы говорят, что сочетают в себе эффективность британцев, эмоциональность, мимику, желание поговорить и аппетит средиземноморских наций.

Еще одним конкурентным преимуществом острова с точки зрения ведения бизнеса является персонал. Мало того что на Мальте достаточно качественное высшее образование, так местные вузы еще и адаптируют свои программы под запросы иностранных инвесторов. Так, когда иностранные компании решили создать на Мальте предприятия по обслуживанию самолетов, местные институты сразу же начали набирать студентов на нужные специальности. В результате сейчас из 700 инженеров, работающих на предприятии по ремонту самолетов, 95% составляют мальтийцы. Опираясь на высокий уровень образования населения, мальтийцы сейчас пытаются убедить компании не только создавать производство на острове, но и переводить туда исследовательские отделы. Само же правительство делает все возможное для того, чтобы стимулировать иностранные компании расширять бизнес на острове, в частности, предоставляет различного рода налоговые льготы и вычеты. Компании-резиденты не ограничены в правах по сравнению с местными предприятиями. Готовность мальтийских властей учитывать интересы инвесторов привела, например, к тому, что остров стал крайне привлекательным для ряда высокотехнологичных сфер деятельности, в частности IT-компаний. Так, на Мальте разрабатывается программное обеспечение для платежей по кредитным картам, а также базируется ряд игорных контор. В целом же в IT-секторе работает несколько тысяч человек, и он составляет от 8% до 10% ВВП острова.

Еще одним видом бизнеса, на котором зарабатывает Мальта, являются посреднические услуги. Мальтийцы традиционно умеют работать с североафриканскими нациями, находить к ним подход. Во многом из-за языка – сами мальтийцы говорят, что их собственный мальтийский язык на 70% арабский, на 25% итальянский и на 5% английский. Благодаря налаженным связям через Мальту велись переговоры с Каддафи (когда у полковника были сложные отношения с Западом). Посреднические услуги мальтийцев пригодились и сегодня – во время «арабской весны», когда европейские бизнесмены боялись ехать в Ливию и Тунис, мальтийцы вовсю колесили по Северной Африке.

Если говорить о слабых местах мальтийской экономики, то это, безусловно, 100-процентная энергетическая зависимость от привозной нефти. Остров полностью зависит от импорта энергоносителей, и мальтийские власти пытаются найти решение этой проблемы. Упор делается на использование возобновляемых источников энергии (разрабатывается проект создания ветряных электростанций на шельфе), а также на диверсификацию поставок энергоносителей. В частности, они хотят протянуть кабель с Сицилии. Однако в стремлении к диверсификации мальтийцы проявляют британскую осмотрительность. Так, когда итальянцы хотели построить на острове атомную электростанцию для Сицилии, население Мальты (занимающей одно из первых мест в мире по плотности населения) сразу отвергло эту идею.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара к рублю всех сильно удивит
      На российском валютном рынке растет спрос на рублевую ликвидность в ожидании налогового периода. А прогнозы экспертов в отношении курса рубля становятся все более смелыми
    2. Курс доллара: рубль готовится к важному событию
      Курс доллара: рубль готовится к важному событию
    3. Курс доллара: такого поворота никто не ожидал
      Курс доллара: такого поворота никто не ожидал
    Реклама