Рубрика «Новый бизнес»

Москва, 06.11.2012
Сегодня все большее число людей задумываются о своем здоровье и стремятся питаться натуральной едой с приставкой «эко». Несколько лет назад, во всем мире, а следом и в России наступил буквально бум - все бросились искать органические продукты. Некоторые городские жители начали исследовать окрестные деревни, а кто-то доходил до крайностей и заводил козу на балконе многоэтажки в спальном районе. Теперь фермеров можно больше не искать. Как заработать на модном и полезном веянии мы узнаем из сюжета.

"Человек есть то, что он ест". Эту аксиому приняли на вооружение продавцы фермерских товаров. Действительно, качество и вкус привычной магазинной еды, сошедшей с фабричного конвейера, проигрывают деревенской - приготовленной без промышленных технологий и химии.

Главными популяризаторами органических продуктов в России можно считать проект LavkaLavka, стартовавший в 2009 году. За пару лет до коммерческого запуска, друзья - Борис Акимов, Александр Михайлов и Василий Пальшин - прочесывали подмосковные деревни в попытках найти биопродукты для своего стола. Потом оказалось, что также питаться хотят друзья, знакомые, друзья друзей и так далее. Бизнес «родился из желания поесть» - говорит один из его создателей.

Прямым конкурентам «Лавки» - молодой компании с говорящим названием «Прямо с фермы», в июне исполнился год. Ее основатели знают свое дело - Денис Прасолов и Андрей Машук долгое время занимали руководящие позиции в «Русагро». И проект изначально задумывался как бизнес.

Борис Акимов, основатель проекта LavkaLavka: "Начальные вложения были - купить бумажные пакеты, упаковку - 15 тысяч рублей. Вот, наверное, начальные вложения. Персонал. Сейчас если говорить о Москве. Потому что сейчас есть несколько городов - Москва, Петербург, Киев и Калининград. И если говорить только о Москве, то сейчас порядка - (с водителями), то больше 50 человек".

Денис Прасолов, управляющий партнер компании "Прямо с фермы": "Инвестиции на сегодняшний момент составили 3,3 млн долларов. Это были собственные средства акционеров. Они сегодня реализованы в производственную площадку, было открыто несколько розничных точек. Начинался этот бизнес с 12-15 человек - были в нем задействованы. Сегодня общий штат, включая производственный персонал и водителей-курьеров - насчитывает уже более 120 человек".

Изучив несколько сотен маленьких хозяйств, основатели LavkaLavka, создали фермерский кооператив. На условиях эксклюзивности в нем сейчас около 80 постоянных поставщиков, которые три раза в неделю привозят товар в Москву. В «Прямо с фермы» - договаривается о фиксированных поставках со 150 хозяйств. При этом курьеры фирмы сами каждый день стучатся в дом к садоводам-огородникам. Продукты свозят в небольшой производственный цех, где готовы приготовить любое блюдо. Ежедневно, вечером, на складе принимают товары. Всю ночь их сортируют, разделывают, и уже утром - заказчик получает к столу свежие продукты. Прямо с фермы.

Проект LavkaLavka ориентирован, скорее, на узкий круг клиентов - стопроцентная наценка компании на и без того дорогие биопродукты отсеивает покупателей. К примеру, молоко здесь продается за 140 рублей, а картофель - за 200. Впрочем, контакты фермеров они не скрывают: «желающие могут поехать за 100-200 километров от города и купить продукты прямо у производителя». Ежемесячная выручка компании составляет примерно 8 млн рублей.

«Прямо с фермы» ориентирована на массового потребителя. Благодаря меньшей наценке - до 60% - те же молоко и картофель здесь можно купить за  59 и 30 рублей соответственно. На окупаемость компания вышла за неполный год работы. Ежемесячная выручка составляет порядка 35 млн рублей.

Борис Акимов: "Эта наценка не является какой-то там большой. Потому что если мы пойдем в магазин, скажем, дискаунт продуктовый и сделаем анализ закупочных цен в магазине, мы поймем, что очень многие вещи в наценке 300-500% продаются. Другое дело, что до потребителей эта информация не доходит. И когда он видит сосиску за 150 рублей - ему кажется, что это нормально, потому что она куплена за 30 рублей - он просто этого не знает".

Срок хранения натуральных продуктов, (в силу отсутствия консервантов), - недолог. И у продавцов остается мало времени для маневра. Основатели LavkaLavka с такими товарами работают строго под заказ, а основатели «Прямо с фермы», принимающие заявки до двух часов ночи, научились реагировать на сезонное падение спроса. В целом работа с фермерами, существующими всего-то по нескольку лет, имеет еще немало своих нюансов.

Денис Прасолов: "В связи с преобладанием ручного труда на фермерском хозяйстве существует проблема плавающего качества. Те или иные продукты, в силу их натуральности, могут сегодня могут иметь одну жирность, завтра другую жирность, если мы говорим о молоке. У нас есть своя входная экспресс-лаборатория, которая позволяет в момент поставки определять качество. Критичные составляющие качества продукции. Так и сторонние организации, когда нужны анализы более сложные".

Сводя вместе покупателей и фермеров, проекты вроде LavkaLavka или «Прямо с фермы» не только развиваются и зарабатывают сами, но выполняют еще и серьезную социальную функцию - помогают пройти контроль предусмотренный государством, получить необходимый для продажи набор бумаг, ведь система сбыта - это то, без чего маленькому хозяйству не выжить.

Денис Прасолов: "Мы прирастаем на ежемесячной основе нашими клиентами, и ферма прирастает вместе с нами. И сегодня это становится совместными производствами. Потому что где-то мы вместе покупаем оборудование. Где-то мы совместно рассматриваем увеличение поголовья скота".

Борис Акимов: "Мы создали фонд поддержки фермерских проектов, куда каждый фермер может подать заявку. Это одна из функций кооператива - помогать фермерам, которые являются ее членами решать собственные проблемы с финансированием".

Чтобы стать поставщиком, фермеру нужно заполнить заявку на сайтах компаний. Если работа с этим хозяйством покажется экономически целесообразной, эксперты приедут к фермеру в гости, чтобы лично увидеть "рождение продукта", провести анализы и дегустацию. И - добро пожаловать в сообщество поставщиков.

Сегодня в России действует множество частных эко-стандартов. Различные коммерческие объединения пытаются вводить свои требования к экологическим продуктам, но единого государственного - нет. Как отличить эко-продукты от «просто продуктов», рассказывает генеральный директор компании «Эко-контроль» Андрей Ходус.
 

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара к рублю всех сильно удивит
      На российском валютном рынке растет спрос на рублевую ликвидность в ожидании налогового периода. А прогнозы экспертов в отношении курса рубля становятся все более смелыми
    2. Курс доллара: рубль готовится к важному событию
      Курс доллара: рубль готовится к важному событию
    3. Курс доллара: такого поворота никто не ожидал
      Курс доллара: такого поворота никто не ожидал
    Реклама