С кем президенту советоваться?

Москва, 08.11.2012

На днях президент принимал Наталью Солженицыну, которая во время разговора посетовала на уменьшение количества часов преподавания литературы в средней школе, отметив, что объединять людей может только литература. Дальнейший диалог между президентом и Солженицыной стоит воспроизвести полностью:

В. ПУТИН: Язык и культура – это самое главное, конечно. Сейчас непростые процессы идут в сфере образования…

Н. СОЛЖЕНИЦЫНА: Вот они непростые идут, и все не в пользу литературы и истории.

В. ПУТИН: Я думаю, что надо вернуться к этому еще. А навязывать сверху – это все-таки неправильно. Нужно, чтобы профессиональное сообщество само определилось.

Н. СОЛЖЕНИЦЫНА: В том-то и дело, что все профессиональное сообщество, которое гуманитарное, оно, конечно, все воет, и плачет, и хочет, чтобы все вернули. А то, которое технократическое, говорит, что все это не нужно.

И это неправильно. Если мы хотим быть Россией, а не просто какой-то территорией, которая включается в общий технологический процесс…

В. ПУТИН: Вы знаете, наверняка предложений много по тому, как заполнять это время, в которое учащийся должен изучать такие и такие предметы. Количество этих предметов постоянно увеличивается.

Н. СОЛЖЕНИЦЫНА: Между прочим, зря увеличивается. Потому что один предмет может абсорбировать новшества, а то, что литературу теснят, – это на самом деле колоссальная опасность для единства страны.

И я решил посмотреть, к какому профессиональному сообществу обращается президент, чтобы посоветоваться о судьбах нашего образования. Видимо, в первую очередь к руководству Министерства образования и науки. Посмотрим, кто же эти люди. И с удивлением обнаружим, что, скажем, половина замминистров по характеру своей предыдущей работы никакого отношения ни к образованию, ни к науке не имеют, а остальные не имеют практически никакого опыта низовой работы в образовании и науки.

Чтобы не быть голословным:

Марат Камболов – последняя должность директор департамента инвестиционного развития и федерального имущества Министерства образования и науки Российской Федерации, до этого работал в Миннаце, в Антимонопольном комитете, в комсомоле. Понять, в чем специалист, невозможно.

Александр Повалко – последняя должность заместитель руководителя Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи, заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи. До этого работал в «Ренова-Стройгруп» и компании ПАКК. Тоже насчет специальности – не очень.

Игорь Федюкин – последняя должность советник министра экономического развития Российской Федерации. До этого директор по прикладным исследованиям РЭШ и журналист. Специалист – ?

Наталья Третьяк – профессиональный организатор образования. Еще не окончив университета (в 1997 году), с 1994 года на работе в комитете по образованию Санкт-Петербурга, откуда сразу на руководящую работу в Минобрнауки России. Последняя должность – проректор Института стали и сплавов, ректором которого был нынешний министр Ливанов. По образованию юрист. А специалист – ?

И, наконец, два зама, имевшие реальное отношение к образованию.

Игорь Реморенко – начинал свою профессиональную деятельность преподавателем математики и завучем в средней школе. Но с 1997 года имеет к школе косвенное отношение: координатор программ Национального фонда подготовки кадров, директор департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования, директор департамента государственной политики в образовании, директор департамента стратегического развития Минобрнауки России. То есть тоже если и специалист, то профессиональный управленец.

Александр Климов – бывший проректор Тольяттинской академии управления и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте. И он единственный с ученой степенью.

Итак, перед нами набор тех, кого принято политкорректно называть профессиональными управленцами, причем в большинстве своем не имевших отношения к образованию или только косвенное. Про таких в советское время снимали комедии: сегодня он руководит баней, завтра музеем, а потом завбазой – одним словом, руководящий работник.

К кому же из них обратится президент за консультацией о преподавании литературы в средней школе? Боюсь, что ни к кому, а если и обратится, то еще неясно, какую консультацию получит.

И ясно теперь, откуда берутся такие рейтинги вузов, типа того, который, тоже на днях, опубликовало Минобрнауки. Как обратило внимание большинство комментаторов, в нем в качестве критериев нет ни одного имеющего отношение к образованию. А только к использованию площадей и к зарабатыванию денег. И понятно почему. Люди оценивают вузы в том, в чем понимают, в чем специалисты или, по крайней мере, могут таковыми считаться.

И не случайно, что основной поток жалоб со стороны учителей – на формализм планирования их работы и оценок. Это специалист может судить неформально, по существу. Профессиональный управленец может только составлять вымороченные стандарты и критерии, выставлять за них баллы и суммировать их. Об этом красочно пишет в своем блоге известный учитель и главный редактор журнала «Литература» Сергей Волков. Позволю привести обширную цитату: «По новому стандарту учителя должны осмыслять и планировать свою деятельность так, а не иначе.
УУД, если кто не в курсе, это не просто три буквы – это главные три буквы современного образования. Расшифровываются так – "универсальные учебные действия". Теперь именно их положено в учениках формировать. Не формируешь – плохой учитель. Вот пришли вы в класс и поздоровались с детьми. Чтобы что? Раньше – чтобы поздороваться. Теперь – чтобы сформировать УУД: личностные, регулятивные и коммуникативные... И так каждое действие урока должно быть разложено и просчитано. Оно должно быть не просто действием, а универсальным и учебным... Так велит новый стандарт...
Вчитайтесь в выделенный фрагмент еще раз. Это – язык оккупантов, пришедших в наше образование. Это – язык рабов, покорно встретивших этих оккупантов». Что тут добавить? 

У партнеров



    Струйный принтер возвращается в офис

    Разбираемся, почему цветная бизнес-печать сегодня доступнее, чем когда-либо

    Электромеханическое проектирование с Solid Edge

    Создание сложных интеллектуальных изделий требует применения инструментов электромеханического проектирования. И в этом помогает Solid Edge.

    Запущен новый виток исследований достижений российских университетов

    Активное развитие передовых российских университетов демонстрирует их постоянно растущая видимость на международном уровне.

    Эксперты: акции ММК подорожали за 5 лет на 601% и будут расти дальше

    Акции Магнитогорского металлургического комбината за пять лет подорожали на 601%, подсчитали эксперты австралийской финансовой компании Simply Wall St. При этом ценные бумаги ММК по-прежнему остаются недооцененными

    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Сколько можно съедать яиц в день: ученые вынесли вердикт
      Сколько можно съедать яиц в день: ученые вынесли вердикт
    2. Курс доллара: рубль резко отреагировал на новости из США
      Курс доллара: рубль резко отреагировал на новости из США
    3. Курс доллара ждет важное событие
      Курс доллара ждет важное событие
    Реклама