Промполитика: судостроение

Москва, 09.11.2012
Вчера на заседании правительства был одобрен проект госпрограммы «Развитие судостроения на 2013–2030 годы».

Фото: ИТАР-ТАСС

Как напомнил Кабинету министров премьер Дмитрий Медведев, «традиционно наша страна имела мощное судостроение, начиная с петровских времен; входила в десятку самых продвинутых в этой сфере государств. Однако за последнее время произошло существенное сокращение заказов на строительство военных кораблей и коммерческих судов, и это привело к весьма сложному положению для наших судостроительных заводов». В итоге доля гражданских судов, произведенных в России, например, составляет менее половины процента от всего мирового рынка.

Новая госпрограмма должна в корне изменить ситуацию и восстановить позиции России в мировом кораблестроении.

Так, к 2030 году выпуск продукции гражданского назначения должен быть увеличен почти в 5 раз, во столько же раз запланировано увеличить производительность труда в отрасли. По словам Медведева, будет создано и модернизировано более 100 тыс. высококвалифицированных рабочих мест. Доля военной техники на мировом рынке в качестве показателя должна превысить 15%, а гражданской как минимум 2%.

Среди приоритетных задач, уточнил премьер, «формирование опережающего научно-технического задела, необходимого для создания перспективной морской и речной техники, обновление производственных фондов научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, развитие кадрового потенциала отрасли, а также обеспечение выполнения государственного оборонного заказа».

На все это потребуется 605,3 млрд рублей: 337,9 из бюджета и 267,4 из внебюджетных источников.

Представляя документ, глава минпромторга Денис Мантуров напомнил, что «отечественное судостроение исторически было ориентировано на строительство военно-морской и сложной гражданской техники. Крупносерийные, в том числе пассажирские, гражданские суда строились всегда традиционно в странах СЭВ». Эта специфика российского судостроения сохранится и в госпрограмме, где прописана «концентрация на внутреннем высокотехнологичном заказе и отказ от бесперспективной конкуренции с Китаем, Японией и Южной Кореей, которые массово производят суда общего пользования, соответственно, транспортные суда, за исключением судов для внутренних водных путей». «Поэтому в госпрограмме нами определены приоритетные рыночные ниши это военное кораблестроение, развитие рыбопромыслового флота, обеспечение техникой Северного морского пути и освоение шельфа, а также речное судостроение», подчеркнул министр.

Отечественное судостроение будет иметь определенную четкую геолокацию, представленную тремя кластерами: Северо-Западным, Дальневосточным и Южным. Развитие каждого из них будет иметь свою специфику. Так, в Северо-Западном кластере будет проведена оптимизация производственных мощностей. В Южном кластере будут созданы особые экономические судостроительные зоны. В Дальневосточном кластере приоритетным проектом станет строительство современного судостроительного комплекса «Звезда».

При этом, при создании новых судов министерство промышленности будет стремиться к тому, чтобы и комплектующие для них были отечественного производства, то есть, по сути, пример берется с автопрома, где условием для производства в стране стала высокая степень локализации автозапчастей.

Госпрограмма была поддержана заместителем председателя правительства Дмитрием Рогозиным и министром энергетики Александром Новаком.

По словам Новака, очень важно, что программа «синхронизирована с потребностями компаний в строительстве судов, платформ компаний нефтегазового комплекса». «Учитывая, что у нас до 2030 года планируется выйти на объем добычи на шельфе, по разным оценкам, до порядка 100 млн т нефти и 200 млрд куб. м газа, общая потребность в судах и платформах составит до 2030 года порядка 1400 единиц. Это огромный заказ, который мы оцениваем в сумму около 1 трлн рублей для отрасли. Поэтому мы поддерживаем эту программу и считаем, что важно еще обратить внимание на то, что эти платформы и суда должны оборудоваться нашим, российским оборудованием», отметил министр. 

«Акцент на выпуск судов ледового класса и шельфовой техники логичен из-за внутреннего спроса и экспортного потенциала — в других сегментах, например, таких, как баржи, выдержать конкуренцию с южнокорейскими и китайскими производителями будет сложно», — отмечает первый зампред комитета по промышленности Госдумы Владимир Гутенев. В то же время далеко не все шельфовые проекты, на которые рассчитывали судостроители, реализуются — так, освоение Штокмановского месторождения в Баренцевом море отложено на неопределенный срок.

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров



    Струйный принтер возвращается в офис

    Разбираемся, почему цветная бизнес-печать сегодня доступнее, чем когда-либо

    Электромеханическое проектирование с Solid Edge

    Создание сложных интеллектуальных изделий требует применения инструментов электромеханического проектирования. И в этом помогает Solid Edge.

    Запущен новый виток исследований достижений российских университетов

    Активное развитие передовых российских университетов демонстрирует их постоянно растущая видимость на международном уровне.

    Эксперты: акции ММК подорожали за 5 лет на 601% и будут расти дальше

    Акции Магнитогорского металлургического комбината за пять лет подорожали на 601%, подсчитали эксперты австралийской финансовой компании Simply Wall St. При этом ценные бумаги ММК по-прежнему остаются недооцененными

    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Сколько можно съедать яиц в день: ученые вынесли вердикт
      Сколько можно съедать яиц в день: ученые вынесли вердикт
    2. Курс доллара: рубль резко отреагировал на новости из США
      Курс доллара: рубль резко отреагировал на новости из США
    3. Курс доллара ждет важное событие
      Курс доллара ждет важное событие
    Реклама