Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Промполитика: судостроение

«Expert Online» 2012
Фото: ИТАР-ТАСС

Вчера на заседании правительства был одобрен проект госпрограммы «Развитие судостроения на 2013–2030 годы».

Как напомнил Кабинету министров премьер Дмитрий Медведев, «традиционно наша страна имела мощное судостроение, начиная с петровских времен; входила в десятку самых продвинутых в этой сфере государств. Однако за последнее время произошло существенное сокращение заказов на строительство военных кораблей и коммерческих судов, и это привело к весьма сложному положению для наших судостроительных заводов». В итоге доля гражданских судов, произведенных в России, например, составляет менее половины процента от всего мирового рынка.

Новая госпрограмма должна в корне изменить ситуацию и восстановить позиции России в мировом кораблестроении.

Так, к 2030 году выпуск продукции гражданского назначения должен быть увеличен почти в 5 раз, во столько же раз запланировано увеличить производительность труда в отрасли. По словам Медведева, будет создано и модернизировано более 100 тыс. высококвалифицированных рабочих мест. Доля военной техники на мировом рынке в качестве показателя должна превысить 15%, а гражданской как минимум 2%.

Среди приоритетных задач, уточнил премьер, «формирование опережающего научно-технического задела, необходимого для создания перспективной морской и речной техники, обновление производственных фондов научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, развитие кадрового потенциала отрасли, а также обеспечение выполнения государственного оборонного заказа».

На все это потребуется 605,3 млрд рублей: 337,9 из бюджета и 267,4 из внебюджетных источников.

Представляя документ, глава минпромторга Денис Мантуров напомнил, что «отечественное судостроение исторически было ориентировано на строительство военно-морской и сложной гражданской техники. Крупносерийные, в том числе пассажирские, гражданские суда строились всегда традиционно в странах СЭВ». Эта специфика российского судостроения сохранится и в госпрограмме, где прописана «концентрация на внутреннем высокотехнологичном заказе и отказ от бесперспективной конкуренции с Китаем, Японией и Южной Кореей, которые массово производят суда общего пользования, соответственно, транспортные суда, за исключением судов для внутренних водных путей». «Поэтому в госпрограмме нами определены приоритетные рыночные ниши это военное кораблестроение, развитие рыбопромыслового флота, обеспечение техникой Северного морского пути и освоение шельфа, а также речное судостроение», подчеркнул министр.

Отечественное судостроение будет иметь определенную четкую геолокацию, представленную тремя кластерами: Северо-Западным, Дальневосточным и Южным. Развитие каждого из них будет иметь свою специфику. Так, в Северо-Западном кластере будет проведена оптимизация производственных мощностей. В Южном кластере будут созданы особые экономические судостроительные зоны. В Дальневосточном кластере приоритетным проектом станет строительство современного судостроительного комплекса «Звезда».

При этом, при создании новых судов министерство промышленности будет стремиться к тому, чтобы и комплектующие для них были отечественного производства, то есть, по сути, пример берется с автопрома, где условием для производства в стране стала высокая степень локализации автозапчастей.

Госпрограмма была поддержана заместителем председателя правительства Дмитрием Рогозиным и министром энергетики Александром Новаком.

По словам Новака, очень важно, что программа «синхронизирована с потребностями компаний в строительстве судов, платформ компаний нефтегазового комплекса». «Учитывая, что у нас до 2030 года планируется выйти на объем добычи на шельфе, по разным оценкам, до порядка 100 млн т нефти и 200 млрд куб. м газа, общая потребность в судах и платформах составит до 2030 года порядка 1400 единиц. Это огромный заказ, который мы оцениваем в сумму около 1 трлн рублей для отрасли. Поэтому мы поддерживаем эту программу и считаем, что важно еще обратить внимание на то, что эти платформы и суда должны оборудоваться нашим, российским оборудованием», отметил министр. 

«Акцент на выпуск судов ледового класса и шельфовой техники логичен из-за внутреннего спроса и экспортного потенциала — в других сегментах, например, таких, как баржи, выдержать конкуренцию с южнокорейскими и китайскими производителями будет сложно», — отмечает первый зампред комитета по промышленности Госдумы Владимир Гутенев. В то же время далеко не все шельфовые проекты, на которые рассчитывали судостроители, реализуются — так, освоение Штокмановского месторождения в Баренцевом море отложено на неопределенный срок.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама